И мальчики с рыбинами в глазах...

Илл. 1. Фото В. Пульвера, 1950-е гг.

Илл. 1. Фото В. Пульвера, 1950-е гг.

Илл. 2. Фото А. Якимчука, март 2013 г.

Илл. 2. Фото А. Якимчука, март 2013 г.

Илл. 3. Фото В.П. Львовского, середина 1960-х гг.

Илл. 3. Фото В.П. Львовского, середина 1960-х гг.

Илл. 4. Фото В. Тенякова, июнь 2015 г.

Илл. 4. Фото В. Тенякова, июнь 2015 г.

Илл. 5. Фото В. Тенякова, июль 2015 г.

Илл. 5. Фото В. Тенякова, июль 2015 г.

Илл. 6. Фото М. Рыжака и О. Малаховского, 1955 г.

Илл. 6. Фото М. Рыжака и О. Малаховского, 1955 г.

Илл. 7. Одинаковые памятники Ленину в доме отдыха «Ударник» (1962 г.) и в санатории «Солнечный» (1976 г.).

Илл. 7. Одинаковые памятники Ленину в доме отдыха «Ударник» (1962 г.) и в санатории «Солнечный» (1976 г.).

Илл. 8. Скульптура в санатории

Илл. 8. Скульптура в санатории "Шосстрой"

Илл. 9. Фото В. Тенякова, декабрь 2015 г.

Илл. 9. Фото В. Тенякова, декабрь 2015 г.

Илл. 10. Фотография 1956 г.

Илл. 10. Фотография 1956 г.

Илл. 11. Скульптура «Колхозница», изготовленная для селекционно-генетического института, в мастерской. Скульптор П.Т. Вильчанский. 1952 г.

Илл. 11. Скульптура «Колхозница», изготовленная для селекционно-генетического института, в мастерской. Скульптор П.Т. Вильчанский. 1952 г.

В городе должно быть много красивого. Чем больше, тем лучше.

Пользователям Лермонтовского курорта с 20-х годов ласкает взор полуобнаженная мраморная «Купальщица». Точно такая же скульптура «Купальщицы» встречает посетителей на входе в областной противотуберкулезный диспансер.

Львы из Старосенного сквера (скульптор И. Мормоне) повторены в уменьшенном виде во львах, установленных возле Воронцовского дворца.

Гипсовые копии бронзовых льва и львицы из Городского сада (скульптор О. Каэн) сохраняются в санаториях «Одесса» (бывшем им. Дзержинского) и имени Горького. Старые фотографии санатория им. Чкалова показывают, что эти львы в гипсовом варианте когда-то были установлены и там (иллюстрация 1).

В санатории им. Чкалова находилась и «Дружба народов» — скульптурная композиция, еще года три назад неспешно разрушавшаяся в парке санатория (илл. 2). В других районах города эта скульптура когда-то тоже присутствовала: в парке им. Шевченко она стояла на участке, который сегодня занимает «Лунапарк». На Николаевской дороге «Дружбу народов» установили неподалеку от «Украинского «Артека» (так раньше назывался детский центр «Молодая гвардия») (илл. 3). И уменьшенный вариант этой скульптуры был в ночном санатории джутовой фабрики.

Тут перечислены только те места, на которых скульптура попала на фотоснимки, собранные Интернет-проектом «Старая Одесса в фотографиях». Сколько всего «Дружбы народов» было в нашем городе, навряд ли кто скажет. Это в белорусском Витебске копию скульптуры бережно хранят по сей день. В Одессе же ее за произведение искусства не держали. Как не считались памятниками культуры десятки иных гипсовых статуй, которые были созданы, чтобы делать одесситам красиво.

Заказы на красоту в 50-х годах прошлого века принимали в доме № 20 по улице К. Либкнехта: в конторе художественно-скульптурных мастерских одесского отделения Художфонда СССР. Заказов было много. В печатной прессе того времени с гордостью писали, что передовая бригада лепщиков и формовщиков во главе с товарищем Бреевым еле справлялась, тиражируя композиции «Юность мира» и «Школьницы», статуи «Футболист с цветами» и «Девушка-спортсменка с кубком». Авторами этих шедевров являлись киевские скульпторы. Местным скульпторам работы тоже хватало. Заметка в газете «Большевистское знамя» в июне 1950 года сообщала:

«Одесские скульпторы создают ряд новых работ, предназначенных для санаториев, парков, стадионов и домов отдыха. Л. Кутепова создала скульптуру «Пионерка», а Т. Стась — «Юный натуралист». Эти произведения выпускаются одесскими художественно-скульптурными мастерскими в массовом количестве.
Интересную скульптуру «Физкультурница на финише» для водных станций выполняет А. Чубин. Над бюстом академика И. Павлова работает Ф. Чувакин.
Заказы на изготовление скульптур поступают также из Крыма, Молдавской ССР, Донбасса и других мест нашей страны»
.

В Одессе бюст академика Павлова стоит на постаменте в Лермонтовском санатории (илл. 4). Точно такой же Павлов сохранился и на территории санатория «Аркадия», что на Французском бульваре (илл. 5). Другие произведения время не сберегло. Даже «Девушки с веслом» в городе не осталось. Хоть была эта статуя популярна чрезвычайно: устанавливали ее и на Ланжероне, и в санатории «Приморье» (илл. 6), и на склонах у пляжа «Чайка», что на 10-й станции Фонтана… Вылепленная в 1950-м одесским скульптором П. Вильчинским (на самом деле скульптор повторил чужую работу 15-летней давности), эта статуя годами успешно тиражировалась. В 1954 году газета «Знамя коммунизма» информировала читателей:

«Среди работ одесских скульпторов видное место занимают скульптуры на спортивные и физкультурные темы. За последние три года одесские мастерские украинского отделения Художественного фонда СССР изготовили 200 таких скульптур. Они установлены в парках, на стадионах и водных станциях не только Одессы, но и многих городов Крыма, Донбасса, Молдавии. Большой популярностью пользуются скульптуры, посвященные темам водного спорта: «Гребец» А. Кириенко, «Девушка с веслом» П. Вильчинского…».

Проект «Старая Одесса в фотографиях» на сегодня располагает тремя изображениями мест, где была установлена знаменитая скульптура, еще об одном точно известно. Но сколько всего одинаковых или почти одинаковых, статуй могло быть установлено в одном отдельно взятом городе? Пять, десять?..

Восемьдесят четыре. К 1987 году в Одессе состояло на учете 84 памятника вождю мирового пролетариата. Несправедливо будет подозревать их всех в однотипности. Монумент перед зданием обкома партии, который в 1967 году изваяли отец и сын Манизеры, сохранил художественную ценность до сих пор. Работа мастера-литейщика М. Федотова, сотоварищи установившего в 1926 году на территории завода Марти первый памятник Ленину, напоминала паука и любопытна исторически. Седые лениноведы припомнят, возможно, еще несколько скульптур, выделяющихся «лица необщим выраженьем» из общей массы растиражированных в Одессе Ильичей: или в полный рост с протянутой куда-то (вариант — придерживающей лацкан пиджака) рукой, или бюст…

Количество этих памятников известно, так как все статуи партийных и советских деятелей, в отличие от иных гипсовых садово-парковых скульптур, подлежали учету. Их заносили в регулярно обновляемый «Сводный список памятников истории и культуры Одессы», согласно которому, например, в центре города, в Жовтневом районе, было всего 5 памятников Ленину. Зато в Киевском их разместилось аж 23: статуи закупали расположенные тут многочисленные санатории, профилактории и пионерлагеря (илл. 7).

Однако больше всего для создания красоты в Одессе тиражировали не гипсовых исполинов партийно-советской и спортивно-физкультурной тематики, а голеньких мальчиков с большой рыбиной в руках. В зависимости от фантазии (вариаций этой скульптуры существовало несколько) можно было или просто водрузить ее на постамент (илл. 8), или, используя имеющиеся в мальчиках отверстия, собрать из фигурок шикарный фонтан. В санаториях им. Горького и «Одесса» (им. Дзержинского) такие фонтаны сохранились. Когда-то они были совершенно одинаковыми: четыре мальчика с рыбами стояли по краям композиции, которую венчала обнаженная девушка. В санатории Дзержинского (илл. 9), где сотрудникам КГБ смотреть на голых гипсовых женщин не возбранялось, девушку на фонтане сохранили. В санатории им. Горького, являвшемся базовой здравницей учителей, обнаженную девушку с фонтана прибрали, заменив ее все тем же гипсовым малышом, ставшим пятым в композиции (илл. 10). Сколько же всего было выпущено таких мальчиков, в каких еще фонтанах они использовались, разумеется, неизвестно.

Как неясно и точное число одних из самых знаменитых одесских скульптур послевоенного периода. В 1952 году газеты писали о том, что «группа скульпторов в составе М.М. Кутеповой, А.О. Гриншпуна, П.Т. Вильчинского, А.Е. Чубина и Ф.Ф. Чувакина приступила к работе над скульптурными статуями «Рабочий» и «Колхозница». Статуи будут установлены в нишах на Театральной площади». В это же время в другой заметке читателям сообщали об изготовлении статуй «Рабочий» и «Колхозница» для селекционно-генетического института (илл. 11). Примечательно, что скульптуры, упоминавшиеся в разных публикациях, были совершенно одинаковы не только по названию, но и внешне.

В итоге рабочий с колхозницей благополучно обосновались и на Театральной площади, и в селекционном институте. Но не факт, что не существует еще нескольких копий этих статуй, установленных… да где угодно. Ведь красивого должно было быть много. И копировать красивое совсем не сложно. О художественной-то ценности речь не идет…

Евгений ВОЛОКИН.
Иллюстрации Интернет-проекта «Старая Одесса в фото»: OLD.ODESSA.UA.

Фотогармошка 300