Регби
Регби

28.07.2014 | Культура

Израильские открытия и грузинские разочарования V Одесского кинофестиваля

Если до начала V Одесского международного кинофестиваля еще шли споры о своевременности проведения форума, то после его окончания подобных вопросов не осталось.

Однозначное мнение — кинофестиваль должен был состояться. Как сказала одесский режиссер Кира Муратова на вручении ей «Золотого Дюка» за вклад в развитие кинематографа: «Это не пир во время чумы. Когда лекарства от чумы нет, нужно показать, что мы еще живы»...

Субъективные заметки дилетанта

Разные мотивации

То, что фильм Тальи Лави «Мотивации ноль» (Израиль) — один из основных претендентов на победу в V Одесском международном кинофестивале, стало ясно, когда по экрану побежали финальные титры картины. Динамичная, легкая, остроумная — она отвечает всем требованиям, предъявляемым к зрительскому кино. Добавьте сюда симпатичных девушек и отличную актерскую игру, и вы поймете, что «Мотивация ноль» была просто обречена на успех на зрительском кинофестивале. И зритель реагировал на ленту соответственно: от души смеялся шуткам — иногда тонким, иногда — грубоватым, но неизменно смешным, аплодировал.

Рискну предположить, что определенное количество баллов «Мотивации ноль» добавила сегодняшняя ситуация в Украине. Сегодня, когда все слышнее голоса людей, считающих, что Украине необходимо становиться милитаризованным государством по типу Израиля, и что нам надо учиться у этой страны не только воевать, но и жить во враждебном окружении, кино об израильских военнослужащих никого не могло оставить равнодушным.

Действие фильма «Мотивации ноль» происходит на артиллерийской базе в пустыне, на юге Израиля. Подруги Зоар и Даффи служат в администрации базы. Даффи ненавидит базу и мечтает перевестись служить в Тель-Авив. Для этого она даже проходит жесткую офицерскую подготовку и оказывается… на своей базе, в должности начальницы администрации. Зоар мечтает потерять девственность. Но ей то не хватает смелости подойти к понравившемуся солдату, то симпатичного парня уводит лучшая подруга, то сослуживица Зоар Ирэна в решающий момент «спасает» ее от «изнасилования». А начальница офиса (ее сыграла сама Талья Лави) мечтает о стезе Индиры Ганди и Голды Меер. И путь к достижению этой цели лежит через военную карьеру, считает она. Но ее мечты разбиваются о категорическое нежелание подчиненных выполнять ее приказы…

Отметим, что израильские кинематографисты шли к гран-при ОМКФ четыре года. В 2011-м на кинофоруме был представлен милый, но недотягивающий до фестивального уровня фильм «Той ночью» (из-за неправильного перевода кино проходило у нас под названием «Две ночи». И зритель мучительно ждал, когда же начнется вторая ночь, а на экране все не заканчивалась первая).

А в прошлом году на суд зрительского и профессионального жюри был вынесен фильм Дрора Сабо «Орлы и подонки» (зритель ОМКФ-2013 видел эту картину под названием «Орлы»). На мой взгляд, это самая сильная из всех трех представленных на ОМКФ лент. Но из-за своей трагичности и жесткого реализма она не могла претендовать на главный приз зрительского фестиваля: зритель предпочитает горькой пилюле сладкую конфету. В конце концов, как сказал кто-то из членов жюри, правда, по другому поводу, кино — как обед. Сегодня хочется деликатесов, а завтра — более простого блюда.

Выбор жюри в этом году не совпал с выбором зрителей. Что не удивительно, хотя в прежние годы не раз профессиональное и зрительское жюри сходились во мнениях. Нужно отметить, что мнение жюри, мягко говоря, удивило. И не только журналистов, но и президента ОМКФ Викторию Тигипко, заявившую на пресс-конференции, что «категорически не согласна» с некоторым решениями профессионалов.

А профессионалы – против

Лучшим фильмом ОМКФ-2014 по версии профессионального жюри стала лента Левана Когуашвили «Свидание вслепую» (Украина – Грузия). По мнению многих журналистов, эта картина «просто милая, но не лучшая». А приз за лучшую режиссуру получил детективный триллер «Черный уголь, тонкий лед» Инань Дяо (Гонконг). Почему — непонятно. В картине начисто отсутствуют динамика и захватывающая атмосфера тайны, обязательные для этого жанра.

«Единственный положительный момент — я поняла, что в Китае жизнь еще безрадостнее, чем у нас», — сказала моя коллега после просмотра этого фильма.

Как у кого, а у меня сложилось впечатление, что член жюри Сергей Лозница придерживался другого мнения по поводу этого фильма. Я услышала в его голосе известную долю ехидства, когда Лозница, вручая премию представителям Китая, сказал, что приз присужден «за захватывающую режиссуру и бескомпромиссно правдивое отражение китайской современности».

И если премию за лучший фильм профессиональное жюри еще как-то могло объяснить (Ольга Дыховичная увидела в фильме «Свидание вслепую» возврат к «советскому» грузинскому кино, Евгения Додина «плакала и смеялась», когда смотрела этот фильм, а для иностранных членов жюри это была просто ранее неизвестная реальность), то но просьбу объяснить, чем их так захватила режиссура Инань Дяо, глава жюри Питер Веббер просто заявил, что профессионалы смотрят кино не так, как «толпа» и оценивают его по другим критериям. «Я и не сомневался, что у вас другое мнение по поводу фильмов-победителей. У нас говорят: мнение, как дырка в заднице, есть у каждого», — добавил он.

Самый красивый фильм

Загадкой для многих осталось, почему уехала без награды режиссер Нана Джорджадзе. Если не приз профессионального жюри, то за награду лучшую режиссуру ее «Моя русалка, моя Лореляй» точно должна была получить. Не исключено, что свою роль сыграла в этом политика. «Свидание вслепую» — ко-продукция Грузии и Украины. «…Лореляй» — почему-то только Украины и России. Как можно фильм, снятый грузинским режиссером с грузинскими участниками съемочной группы и актерами не считать грузинским фильмом — не знаю. Но факт остается фактом.

Я бы лично дала этому фильму призы за лучшую режиссуру (а «…Лореляй» — безусловно, абсолютно «режиссерский» фильм, где Джорджадзе, словно высококлассный дирижер руководить великолепно сыгранным оркестром), за лучший саунд-трек, который обеспечивала великолепная грузинская группа Asea Sool, и за колористику. Этот фильм сверкает и переливается всеми красками одесского лета — темно-лиловый виноград, пурпурные яблоки, синяя морская вода, сочная зелень листвы, ярко-красный автомобиль, который выигрывает в лотерею героиня фильма — Нюрка, и на фоне всего этого буйства красок — ярко-рыжие волосы самой Нюрки.

Любитель творчества Наны Джорджадзе может решить, что новая лента режиссера вторична по отношению к более ранней — «27 украденных поцелуев». В обеих картинах рассказывается история первой любви и первого разочарования. В обеих действие происходит в провинциальных городках. В обеих присутствует хорошая доля здорового абсурда. Но если городок, показанный в «Украденных поцелуях», оставляет тягостное ощущения духоты, тупика, ловушки, из которой не вырваться, то место действия «Моей русалки» (напомню, фильм снимался в Одессе) — это воздух, радость, свобода. Как свободно море, ветер, как свободна Нюрка. Она даже не Лореляй, а, скорее, такая одесская Кармен с копной ярко-рыжих волос.

Звезда фестиваля

Кто бы что ни говорил, а звезда мирового уровня на ОМКФ была. Просто не все об этом знали. И я сейчас не о британском режиссере Стивене Фрирзе. В его звездном статусе никто не сомневается. Я об актрисе Евгении Додиной (Израиль). Актриса театра «Габима» (на фестивале ее представили как актрису театра «Гешер», где Евгения уже не играет), звезда израильского кино провела встречу со слушателями летней киношколы. Думаю, если бы аккредитованные журналисты имели хотя бы малейшее представление о том, что из себя представляет Додина, зал ломился бы от желающих послушать ее.

Евгения Додина родилась в Могилеве в 1964 году. В ГИТИС поступила только со второго раза — вольнослушательницей, поскольку засыпалась на истории КПСС. Училась у известного театрального режиссера Анатолия Васильева, а затем играла в театре им. Маяковского. В 1985-м снялась в комедии Петра Фоменко «Поездки на старом автомобиле». Играя в театре, познакомилась с режиссером Евгением Арье и разу поняла, что это — «ее режиссер». Когда в 1990 году Арье предложил ей уехать с ним в Израиль создавать театр, подумала: «Я знаю, чего могу достичь здесь. А что я могу достичь там? Если я сейчас откажусь, всю жизнь буду жалеть об этом»…

В театре «Гешер» она сыграла Офелию в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, Аглаю в «Идиоте» Достоевского, Дорин в «Тартюфе» Мольера, Баску в «Городе» по рассказам Бабеля, Раневскую в «Вишневом саде» Чехова. Всего в «Гешере» актриса сыграла порядка 20-ти ролей. В 2007 году Евгению, по ее словам, «взял в аренду» государственный театр «Габима». «Мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться — сыграть Анну Каренину», — рассказала она. Затем последовали новые предложения, от которых она также не смогла отказаться. Снялась в более 10 фильмах и сериалах.

Я не могла избавиться от впечатления, что, когда Евгения рассказывала о себе, она играла придуманный и поставленный ею самой спектакль. А когда читала монолог из поэмы Иосифа Бродского «Посвящается Ялте» — рассказывала свою собственную историю, говорила о своей боли, о потере своего близкого человека. Слезы — не наигранные, настоящие, потекла тушь — плевать, косметика размазалась по лицу — не замечает, как не заметит этого любая женщина, оплакивающая любимого.

Когда на словах «Простите, я налью себе вина» актриса схватилась за пластиковый стаканчик и бутылочку «Моршинской», показалось, что в руках у нее хрустальный бокал и бутылка пино-нуар или бордо…

Вообще Евгении Додиной свойственно проживать каждую роль, как свою жизнь. Она рассказала, что, играя в театре Медею на монологе, где ее героиня говорит о готовности убить своих детей, так вошла в роль, что упала со сцены и сломала ногу. «Если бы я доиграла этот спектакль до конца, то был бы лучший спектакль в моей жизни», — сказала она.

Слушатели киношколы шли на встречу, практически ничего не зная об Евгении Додиной. Многим не хватило даже любопытства, чтобы зайти в Интернет и почитать, как она попала в Израиль и в каких фильмах играла. Под конец же встречи в зале не осталось ни одного человека, который бы не был влюблен в Евгению. А один юноша, представившийся сценаристом, даже решился предложить ей свой сценарий…

…В целом можно сказать, что V Одесский международный кинофестиваль прошел на очень высоком уровне. Уже назначена дата проведения следующего. Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль!

Инна КАЦ.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

28.07.2014 | Чрезвычайное происшествие

В Одесской области утонул подросток

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат