09.01.2014 | Наука

Палеонтологи выяснили цвет кожи древних морских чудовищ

Новые исследования показали, что три древние рептилии, чьи останки были найдены на территории доисторических океанов, были почти полностью окрашены в чёрный цвет.

Международная команда учёных обнаружила в окаменевшей коже животных сохранившийся меланин – светопоглощающий пигмент, отвечающий за цвет.

"Это удивительно, – комментирует ведущий автор исследования Йохан Линдгрен (Johan Lindgren) из университета Лунда. – Неожиданно мы узнаём цвет животных, которые обитали в океане миллионы лет назад. Мы предполагаем, что чёрный цвет кожи служил для них не только маскировкой и УФ-защитой, но и помогал регулировать температуру тела".

Определение цвета доисторического животного − сложная задача, ведь мягкие ткани крайне редко сохраняются в летописи окаменелостей (поэтому приходится признать, что окрас динозавров для учёных по-прежнему остаётся загадкой).

В последние годы палеонтологи, чтобы определить цвет перьев или мумифицированной кожи динозавров, изучают микроскопические шарообразные структуры (от 0,5 до 0,8 микрометров в длину), называемые меланосомами. В нынешнем исследовании учёные с помощью сканирующего электронного микроскопа изучили пигмент, сохранившийся в подобных структурах.

Яйцевидная форма структур дала основание предположить, что пигмент был именно чёрным, тёмно-серым или тёмно-коричневым (меланосомы идеальной сферической формы, как правило,дают красный или жёлтый цвета).

Более того, о тёмном цвете кожи свидетельствует также и сам факт хорошо сохранившихся останков: пигмент эумеланин, отвечающий за чёрный или коричневый окрас кожи и перьев, чрезвычайно стоек и почти не подвергается разрушительному воздействию окружающей среды.

Команда проанализировала три хорошо сохранившиеся окаменелости, в настоящее время размещённые в музеях Дании, Англии и США: 86-миллионолетнего гигантского хищника мозазавра, 55-миллионолетнюю кожистую черепаху и 190-миллионолетнего ихтиозавра – глубоководного хищника, похожего на современного дельфина, но с длинной тонкой мордой, острыми зубами и огромными глазами.

Учёные считают, что мозазавр (крупное существо, терроризировавшее океанический мир) и древняя черепаха были окрашены в очень тёмный цвет из-за большого количества этого пигмента.

"Если вы взглянете на кожистых морских черепах сегодня, то можно заметить, что их кожа очень тёмного цвета, с огромным количеством пигмента, – рассказывает доктор Линдгрен. – С его помощью кожа поглощает тепло и свет, когда животные греются на поверхности моря. И если мы посмотрим на окаменелости, то увидим огромное количество меланина. То есть, скорее всего, кожа этих существ была очень тёмная или даже чёрная".

Пигментация древних морских существ была схожа с таковой у современных обитателей океана: вполне возможно, что одновременно с тёмной верхней частью (спиной), которая поглощала энергию и защищала от ультрафиолетового излучения, у животных был бледный живот − своего рода маскировка "на фоне неба" от более глубоководных хищников.

Более полная окаменелость позволила команде установить цвет всего тела ихтиозавра. Оказалось, весь он был окрашен в очень тёмный цвет. Цвет этих животных был подобен окрасу современного кашалота. Вероятно, это помогало глубоководным существам поглотить максимальное количество солнечной энергии в то время, когда они поднимались на поверхность, и в то же время скрывало их в темноте глубин океана.

Научная статья исследователей опубликована в журнале Nature.