30.12.2013 | Публицистика

Новый год: история праздника в почтовых открытках

Новый год всегда был любимым праздником детей и взрослых. К нему готовились заранее, приобретая подарки, призванные порадовать родных и близких.

Во все времена было принято считать: с уходом старого года уйдет все плохое, что произошло за его 365 или 366 дней. А Новый год как будто начнется с белого листа, и все в нем будет замечательно и радостно. В сказочный праздник, когда вчера был еще старый год, а сегодня уже новый, легко верится во все хорошее.

Из истории известно, что праздник Нового года на Руси появился в конце XV века. Тогда он назывался «первый день в году», а год начинался отнюдь не 1 января, а 1 марта или 1 сентября. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).

Многие новогодние традиции впитали в себя традиции религиозного праздника – Рождества Христова, который на Руси начали отмечать еще в Х веке. В ХVI - ХVII веках неизменным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах стала рождественская ёлка. Традиция наряжать ёлку связана с представлениями о райском дереве, увешанном яблоками. Поэтому первые рождественские ёлки были украшены живыми цветами и фруктами, позднее к ним добавились сладости, орехи и другая еда, затем – рождественские свечи. Чтобы заменить многочисленные тяжелые предметы и украшения, немецкие мастера-стеклодувы стали производить полые стеклянные ёлочные игрушки.

В ХVIII веке сверкающая украшениями рождественская ёлка «перекочевала» в Россию, где прочно укоренилась и стала украшением сразу двух близких по времени праздников: Нового года и Рождества. Был создан специальный стекольный завод в городе Клин под Москвой, специализировавшийся на изготовлении красочной стеклянной мишуры.

В юной Одессе, по свидетельству Александра Михайловича де-Рибаса, внучатого племянника устроителя нашего города Иосифа де-Рибаса, первая ёлка появилась на Рождество 1811 года. Хвойные деревья в Южной Пальмире в то время не росли, и диковинная красавица-ель была доставлена из великолепного Уманского парка Потоцких – Софиевки.

Празднование происходило в первый день Рождества в особняке графов Потоцких на Софиевской улице, 7, где в качестве важной гостьи проживала с матерью маленькая София – внебрачная дочь императора Александра I и его метрессы графини Марии Нарышкиной.

«Высокая, стройная, широковетвистая ель блистала в парадной зале верхнего этажа дома Нарышкиной тысячью огней на восковых разноцветных свечах и была вся усеяна украшениями и подарками. Не одни дети – все прибывшие гости, наряженные в роскошные парадные туалеты, любовались дивным, невиданным в Одессе деревом и радовались его зеленой красоте…»

Украшение лесной красавицы – это особое предпраздничное удовольствие. Для детей во все времена праздник начинается с разглядывания и радостного узнавания прошлогодних знакомцев на елке и поиска новых.

Игрушки и дети неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети играли и имели те или иные игрушки. Характер игрушек всегда зависел от уровня цивилизации общества.

Но праздничные елочные игрушки, которые предназначены не для игры, неизменно вот уже более 300 лет одним своим видом вызывают радостные чувства не только у детей, но и у взрослых.

Яркие новогодние и рождественские сюжеты с елкой, игрушками на ней отражались и тиражировались на новомодном явлении конца ХIХ века – иллюстрированном открытом письме или попросту открытке.

Открыточный бум начала ХХ века сказался на выпуске и разнообразии рождественской и новогодней открытки. Открытка была милым изящным подарком друзьям и родственникам, живущим в других городах. Они печатались крупными немецкими бумажными фабриками многотысячными и небольшими тиражами (популярны были открытки-годовики, украшением которых были фантазийно оформленные цифры наступающего года), оформлялись маститыми художниками, мастерами журнальной иллюстрации.

Первые рождественские открытки в России были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Общиной Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община Святой Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников: Елизаветы Бём, Михаила Виллие, Эмиля Визелеля, Константина Маковского, Ильи Репина, Елены Самокиш-Судковской, Валерия Овсянникова, Николая Самокиша, Сергея Соломко.

Название открытки Е.М. Бём «Сердце сердцу весть подает», открывающей серию, очень метко характеризует суть поздравительной открытки: сердечные послания и добрые пожелания родным и близким.

Очень интересны украинские рождественские открытки, выполненные по картинам талантливого художника Николая Пимоненко и выдающейся художницы Елены Кульчицкой,

Кроме художественных, потакая разнообразным вкусам покупателей, издатели открыток использовали незатейливые, лубочные сюжеты, украшая открытки блестящей мишурой или нанося на них кристаллики борной кислоты, очень похожие на снег, и т. п. На старинных рождественских и новогодних открытках начала ХХ века ангелы украшают елку свечками, а Дед Мороз добавляет к ним бусы, звезды, шары, фигурки. Мелодичные колокольчики стали неизменным атрибутом празднования Нового года и Рождества.

Сверкающая огнями и игрушками елка объединила близкие по времени, но разные по значению праздники: Новый год и Рождество. Всем известно, что Российская империя жила до 1918 года по юлианскому календарю, в то время, как другие страны пользовались григорианским, разница между которыми составляла в ХХ веке 13 дней. После 1918 года вся страна перешла на новый стиль, т. е. григорианский календарь, что было значительно удобнее. Однако православная церковь по-прежнему использует юлианский календарь, и потому католики и протестанты в европейских странах празднуют Рождество 24 – 25 декабря, православные – 6 – 7 января. Там Новый год следует после Рождества, а у нас сначала – Новый год, а затем – Рождество.

С приходом советской власти в России вместе с религиозным Рождеством был запрещен и светский праздник – Новый год, получивший клеймо «мещанского пережитка прошлого».

В конце тридцатых годов новогодний праздник и неизменная елка вместе с ним были «амнистированы». Вместо звезды вифлеемской верхушку елки стала украшать красная пятиконечная звезда или аполитичная верхушка в форме перевернутой сосульки.

Возобновился – правда, небольшими тиражами – и выпуск новогодних открыток. Особенно трогательны новогодние открытки времен Великой Отечественной войны, отправленные с фронта и на фронт.

Характер елочных игрушек во второй половине ХХ века менялся. Кроме традиционных – домиков, зверушек, овощей, фруктов, сосулек – появились самолеты, автомобили, космонавты и космические корабли. На смену пожароопасным свечкам пришли замысловатые электрические гирлянды, «научившиеся» подмигивать разноцветными огоньками в такт новогодним мелодиям. Неизменными остаются шары самых разных конструкций с «заснеженными» рисунками.

Аналогично игрушкам изменились сюжеты советских новогодних открыток, на которых отразилась вся история достижений того времени: полеты спутников, космических кораблей с космонавтами, бурное строительство и т. п.

Новый год был официально признан праздником в СССР в 1947 году, когда 1 января объявили выходным днем. Кстати, с 1897 года и до установления советской власти в Российской империи в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности 1 января было нерабочим днем.

В ХХI веке маркированные почтовые открытки практически не существуют. Их прочно потеснили складные открытки ручной работы или виртуальные компьютерные послания. Такие поздравления, на наш взгляд, не образуют связь от сердца к сердцу, как написанные от руки сердечные пожелания. Другой век – другие традиции.

Однако остросюжетные компьютерные игры современных детей никогда не смогут заменить знакомую с детства, традиционно украшенную игрушками «до макушки» елку, неизменно дарящую теплоту и радость.

Ева КРАСНОВА,
Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки