16.12.2013 | Медицина

Австралийцы вырастили первую в мире почку из стволовых клеток

Австралийские ученые совершили прорыв: они вырастили первую в мире почку из стволовых клеток. Крошечный орган позволит сократить время ожидания трансплантации, пишет The Telegraph.

До этого момента специалисты в течение многих лет занимались исследованием данного вопроса, включая трансформацию человеческих клеток кожи в органоид - функционирующую почку шириной всего несколько миллиметров. Они надеются увеличить размер будущих почек и верят, что полученные органы помогут в исследовании и поспособствуют быстрому и дешевому тестированию лекарств. В ближайшие три года - пять лет применение искусственных органов позволит врачам восстанавливать поврежденные почки в организме, что поможет останавливать развитие болезни и избегать трансплантации.

"Это первый случай, когда ученым удалось из стволовых клеток получить функциональные узлы почки. Это удивительный процесс. Создание почки напомнило "научный подход в кулинарии", - заявил автор исследования Брэндон Уэйнрайт из Института молекулярных биологических наук при Квинслендском университете. Ученые методично исследовали, какие гены включались и выключались во время создания почки, и затем из клеток кожи получали эмбриональные стволовые клетки, которые могут самоорганизовываться и образовывать сложные человеческие структуры.

"Мы потратили годы, наблюдая за тем, что происходит при включении и выключении гена. Вы можете в конченом итоге добиться этих стволовых клеток путем "странствий" (они проходят различные этапы), затем подумать о том, как получить почечные клетки и в результате сформировать маленький кусочек почки", - комментирует Б.Уэйнрайт. Исследование может помочь снизить спрос на трансплантацию органов и улучшить тестирование новых препаратов для пациентов с болезнями почек. Почки человека особо восприимчивы к повреждениям во время испытаний, что делает процесс поиска эффективных лекарств дорогостоящим и трудоемким.

Исследование ученых опубликовано в журнале Nature Cell Biology.