26.11.2013 | Медицина

Ученые объяснили причину моногамии

Немецкие ученые обнаружили биологический механизм, который может объяснить верность партнеров. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

По данным исследователей, при взгляде на постоянную партнершу гормон окситоцин стимулирует центр удовольствия в головном мозге. Это способствует увеличению привлекательности женщины в глазах ее партнера и укреплению моногамии.

Моногамия не очень распространена среди млекопитающих: по статистике, всего 5 % видов этого класса моногамны. При этом сравнительно большое количество людей вовлечены в постоянные отношения с одним партнером и не имеют посторонних связей, что представляет собой научный феномен.

Предыдущие исследования уже обнаружили положительное воздействие окситоцина на психоэмоциональное состояние людей. Так, было выяснено, что данный гормон участвует в реакции сексуального возбуждения, увеличивает степень доверия к окружающим и снижает уровень тревожности при социальных контактах. Группа ученых из Медицинского центра Боннского университета решила более подробно изучить действие этого гормона и его роль в укреплении отношений.

В двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании приняли участие 20 гетеросексуальных мужчин, каждому из которых были показаны фотографии его постоянной партнерши и других женщин для сравнения. Перед исследованием добровольцы принимали в виде назального спрея либо окситоцин, либо плацебо. Активность мозга испытуемых во время экспериментов изучалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

«Когда мужчины принимали окситоцин вместо плацебо, система вознаграждения их мозга активировалась при взгляде на фото своей партнерши, которую они воспринимали как более привлекательную по сравнению с другими женщинами», - процитировал Medical Xpress слова ведущего автора работы Дирка Шила (Dirk Scheele). Исследователи также выяснили, что окситоцин усиливает активацию системы вознаграждения лишь при просмотре снимков своей партнерши, а при взгляде на фотографии знакомых женщин аналогичного эффекта не наблюдается. Это позволило ученым сделать вывод о том, что простого знакомства недостаточно для возникновения эффекта «связывания», так как для этого необходимо быть парой, состоящей в романтических отношениях.

В целом, результаты исследования показали, что окситоцин активирует мозговую систему вознаграждения, тем самым укрепляя связь между партнерами и поддерживая моногамию. «Этот биологический механизм, действующий в любовных отношениях, очень похож на влияние наркотика, - отметил Рене Хурлеманн (Rene Hurlemann), главный врач и профессор психиатрии и психотерапии из медицинского центра Боннского университета. По его словам, состояние влюбленности, как и прием наркотиков, стимулирует центр удовольствия в мозге.

«Это объясняет, почему люди впадают в депрессию при расставании со своим партнером: из-за отсутствия выработки окситоцина система вознаграждения мозга остается неактивированной, что вызывает состояние, подобное синдрому отмены наркотиков», - пояснил доктор Хурлеманн.

На первый взгляд, моногамия не имеет смысла, так как, с точки зрения эволюционной биологии, мужчины имеют преимущество, распространяя свои гены как можно дальше через различных сексуальных партнерш. Однако, по словам ученых, когда окситоцин укрепляет связь между партнерами, это повышает стабильность лиц, обеспечивающих питание потомства, что увеличивает его шансы на выживание.