19.11.2013 | Наука

В гробнице древнеегипетской семьи расшифрованы настенные письмена и рисунки

Цветные рисунки и иероглифические письмена на стенах древней гробницы практически не изменились за более чем четыре тысячи лет. Зажатое со всех сторон толщиной каменных стен пространство усыпальницы — часть другого мира.

Кажется, она существует только для того, чтобы рассказать о давным-давно исчезнувшей цивилизации.

Уникальную гробницу обнаружили в Саккаре, в 30 километрах к югу от Каира ещё в 1966 году. Тогда археологи, впечатлённые таинственными изображениями, провели детальную фотосъёмку рисунков. Вернулись и возобновили исследования учёные лишь в 2010 году.

"Эта усыпальница является одним из самых интересных примеров искусства Египта периода Древнего Царства и, безусловно, заслуживает отдельное цветное издание, посвящённое её изучению", — рассказывает египтолог Мирал Лашиен (Miral Lashien).

Вместе с коллегами из Австралийского центра египтологии при университете Маккуори (Macquarie University's Australian Center for Egyptology) доктор Лашиен узнал, что гробница принадлежит семье знатного царского певца по имени Кахай и его супруги жрицы Меретиты.

Кахай был "надзирателем певцов двух домов", то есть он и его семья служила во дворце фараона. Судя по всему, Кахай был основателем целой династии: пением занимались и его сыновья.

Во время первой экспедиции археологи обнаружили мумифицированные останки, однако, по словам учёных, неизвестно, принадлежали ли они самому главе семейства или его супруге. В поздние годы египтяне зачастую по-новому использовали гробницы, помещая в них недавно умерших родственников.

Время постройки усыпальницы относится к концу правления фараона V династии Ниусерра (2445 — 2421 гг. до н.э.). Погребальный комплекс этого фараона включал пирамиду и располагался в Абусире, всего в нескольких километрах к северу от Саккары.

Археологи отмечают, что иллюстрации на стенах усыпальницы — редкий пример подробного описания одежды египтян эпохи Древнего Царства. И Кахай, и Меретита носили парики на головах, а руки их были окольцованы богатыми браслетами. Бёдра мужчины покрывала схенти – повязка, закрепляемая на талии. На спину Кахай набрасывал шкуру леопарда. Посох и скипетр в руках — прямые свидетельства его привилегированного положения.

Заметная деталь женского наряда — обнажённая грудь: Меретита носила калазирис, длинный сарафан, типичная форма одежды её современниц. Кстати, исследователи выявили ещё одну немаловажную деталь, касающуюся древнеегипетских женщин.

"Всё говорит о том, что женщины занимали равное с мужчинами положение в обществе, — говорит Мирал Лашиен. — К примеру, частота представления женского образа в рисунках не уступает мужскому. Если быть точным, то изображения женщин встречаются так же часто, как и изображения их мужей или братьев".

Несмотря на аристократическое положение семейной пары, их жизнь не была лишена трагизма. Кахай и Меретита потеряли старшего сына — Нефера, причём на одной из иллюстраций возле усопшего стоит его беременная супруга.

Впрочем, для древнеегипетского общества смерть близкого, вероятно, не воспринималась как большая потеря. Египтяне верили, что с умершими можно поддерживать связь, для чего и строились бесчисленные усыпальницы. Внутри размещалась ложная дверь — врата между мирами. Перед такими вратами родственники оставляли еду, чтобы дух человека — Ка — мог наслаждаться пребыванием в реальности.

ВестиRu

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки