07.11.2013 | Наука

Вероятность падения челябинского метеорита недооценивали в десять раз

Сразу несколько групп ученых представили свои реконструкции падения челябинского метеорита. По новым данным, мощность взрыва составила 500 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Масса взорвавшегося астероида была от 12 до 13 тысяч тонн. При этом вероятность подобных столкновений авторы новых публикаций назвали заниженной на порядок. Краткое изложение трех работ (две опубликованы в Nature и еще одна в Science) приводит Nature News.

Согласно общему мнению всех трех исследовательских групп, астероид массой от 12 до 13 тысяч тонн вошел в атмосферу Земли 15 февраля 2013 года и затем практически полностью разрушился на высоте около тридцати километров. До поверхности в виде крупных фрагментов долетело всего лишь около 0,05 процентов от его вещества. Самая большая часть метеорита массой около 660 килограммов была поднята со дна озера Чебаркуль и ее изучение подтвердило принадлежность объекта к классу обыкновенных хондритов.

В статье для журнала Science, которая подписана 58 авторами из 34 научных центров в девяти странах (первым автором значится Ольга Попова из Института динамики геосфер РАН) говорится о том, что астероид ранее пережил столкновение с другим небесным телом. Микроскопическое исследование образцов, выполненное в Челябинском государственном университете Александром Дудоровым, выявило прожилки стекловидного расплава: по мнению ученых, объект растрескался задолго до входа в атмосферу. Об этой особенности уже сообщалось ранее, но дополнительные исследования выявили еще ряд деталей в истории метеорита.

По оценкам специалистов, столкновение родительского тела метеороида (или астероида, так как граница между этими понятиями довольно условна) случилось примерно через 115 миллионов лет после формирования Солнечной системы, но не привело к полному разрушению. После удара астероид большую часть времени просуществовал как часть составного небесного тела (в сообщении Института динамики геосфер оно названо «крупным астероидом типа "кучи щебня"») и лишь около 1,2 миллиона лет назад отвалился от родительского объекта. Выяснить это удалось при помощи оценки времени экспозиции космических лучей: лабораторный анализ показал, что поверхность метеорита подвергалась их действию относительно недолго по астрономическим меркам.

Именно эти особенности объясняют аномально быстрое разрушение в верхних слоях атмосферы и малое количество обломков на поверхности. Астрономы также предупреждают, что родительское тело все еще может быть одним из околоземных объектов. В другой опубликованной работе, представленной на страницах Nature международным коллективом из ученых сказано о том, что риск подобных столкновений был недооценен. Число зафиксированных за последние несколько десятков лет столкновений с астероидами указывает на намного более высокую степень риска по сравнению с предыдущими оценками. По мнению ученых, риск повторения события, подобного падению челябинского метеорита, недооценивался в десять раз.

На роль родительского астероида группа специалистов из Великобритании, Канады и Чехии, опубликовавшая сообщение в Nature, предлагает астероид 86039 (1999 NC43). Он имеет диаметр около двух километров против 18-20 метров у челябинского объекта, однако пока что риск столкновения с Землей оценивается как близкий к нулю.

Специально организованная РАН экспедиция посетила более полусотни населенных пунктов и на основе видимых разрушений, опросов свидетелей и анализа видеозаписей составила карту разрушений. Исследователи отмечают, что впервые в истории падение метеорита, то есть момент соприкосновения его с поверхностью, был зафиксирован видеокамерой: частная камера наблюдения, направленная в сторону озера, сняла облако пыли и льда. Эта запись позволила ученым оценить скорость падения, которая составила чуть больше 200 метров в секунду.

Анализ собранных свидетельств позволил описать картину взрыва наиболее подробно. В числе ранее не опубликованных данных фигурирует оценка мощности ультрафиолетового излучения вспышки (стоявшие прямо под местом взрыва получили солнечные ожоги), а также описание механики разрушения астероида в атмосфере. По словам ученых, после испарения большей части материала объекта сформировалось раскаленное облако на высоте около 30 километров. Скорость газов и плазмы была достаточна для того, чтобы спуститься до отметки 26 километров, причем из-за высокой температуры облако светилось оранжевым.

Падение челябинского метеорита и взрыв астероида в атмосфере привели к разрушениям на территории города и в окрестных населенных пунктах. Ударная волна выбила стекла и повредила легкие конструкции, а также обрушила крышу цинкового завода. За медицинской помощью обратились 1200 человек, однако смертельных случаев зафиксировано не было.