02.10.2013 | Наука

Появление цветковых растений перенесли в прошлое на 100 миллионов лет

Группа специалистов из университета Цюриха обнаружила в поднятых из исследовательской скважины образцах породы частицы пыльцы возрастом около 250 миллионов лет.

Ученые утверждают, что это позволяет перенести появление первых цветковых растений на 100 миллионов лет назад. Подробности приведены в журнале Frontiers in Plant Science, а кратко об открытии со ссылкой на материалы университета Цюриха сообщает Phys.org.

Находка была сделана в северной части Швейцарии. Поднятые из скважины образцы породы были определены, как принадлежащие раннему триасу, то есть периоду около 250 миллионов лет назад. Микроскопическое исследование выявило частицы пыльцы, после чего ученые воспользовались лазерным конфокальным микроскопом для получения объемных изображений находки.

Эволюция цветковых (они же покрытосеменные) растений непрерывно прослеживается до отметки в 140 миллионов лет назад, и на всем протяжении этого интервала ученые имеют образцы пыльцы. Это позволяло считать, что такие растения появились именно в раннем меловом периоде, однако за последние десять лет было найдено несколько образцов, которые поставили эту гипотезу о появлении первых покрытосеменных под сомнение. Ботаники пытались найти и молекулярно-генетические свидетельства, которые позволили бы определить возраст цветковых растений, но, как отмечают авторы нового открытия, на столь значительном удалении от нашего времени современные методы анализа геномов давали очень неточные результаты.

Еще в 2011 году сообщалось о том, что самые древние образцы пыльцы насчитывают всего 125 миллионов лет. По отпечаткам лепестков древнего родственника современных лютиков ученые делали вывод о том, что возраст покрытосеменных может достигать 128 миллионов лет. Стоит заметить, что тогда результаты анализа были представлены в более авторитетном Nature, а не в сравнительно молодом (выходит с 2011 года) и менее цитируемом Frontiers in Plant Science.