Дякую
Дякую

23.08.2013 | Культура

Неоновая инсталляция одесского художника представлена на столичной выставке «Велике і Величне»

В Киеве, в крупнейшем выставочном комплексе «Мистецький арсенал» проходит всеукраинская выставка «Велике і Величне», приуроченная к 1025-летию Крещения Киевской Руси.

Большое, великое и величественное — эти три значения эстетически многообразно обыгрываются в залах грандиозной экспозиции, насчитывающей порядка 1000 экспонатов, в том числе cобранных из 35 ведущих музеев страны — художественных, археологических, историко-краеведческих. Одессу здесь представляет молодой талантливый мастер Степан Рябченко, презентовавший на этом мощном художественном форуме свою оригинальную монументальную неоновую инсталляцию «Рука благословляющая» (500 х 500 см, 2012-2013).

Искусство способно вовлечь в переживание, подарить ощущения, разбудить эмоции. Именно поэтому то, что делает одесский художник Степан Рябченко, я воспринимаю как искусство, хотя оно достаточно непривычно, нетрадиционно, специфично. Чем же привлекательно его творчество? Поговорим о работе, которая сейчас экспонируется в Киеве, в музейном комплексе «Мистецький арсенал».

Фактически, Степан — единственный одесский художник, приглашенный на эту выставку. Возможность участия в ней — безусловно, признание его творческой оригинальности и востребованности. Причем, слушая историю создания работы и зная ее место в экспозиции всего проекта, понимаешь, насколько закономерным, логичным и даже необходимым является участие молодого талантливого одессита в этом пространстве, собравшем шедевры украинского искусства от далекой древности до сегодняшнего дня.

Степан задумал своё «Благословение», не подозревая о нынешней выставке, тогда она еще только формировалась в замыслах ее будущих создателей. Сначала, на предыдущей киевской биеннале, он показал работу «Новая эра», это был первый опыт обращения к неоновым конструкциям. Здесь была представлена символическая встреча человека с высшей силой, олицетворяемой в образе Ангела.

В динамической, пульсирующе меняющейся композиции грозный Ангел вечен и неподвижен, человек же находится в беспрерывном движении — своих подъемов, порывов вверх и драматических низвержений. Высшая сила то повергает человека вниз, то вновь поднимает и притягивает. Изображение, полыхающее алым светом множества неоновых трубок, изогнутых в клубящиеся барочные линии, создает очень мощное цвето-световое напряжение, что, конечно, не могло не привлечь широкого, взволнованно-заинтересованного внимания посетителей выставки.

После создания первой неоновой инсталляции художник увлекся несколькими подобными идеями, одна из которых вылилась в эскиз «Рука благословляющая». По образу и характеру она контрастна предыдущей, но в ней также делается акцент на образе горящего света. Сегодня же представленная графическим знаком-изображением, являющаяся свыше с благословляющим знамением рука размещается в арочной нише «Арсенала», соединяя пространственно два больших раздела экспозиции — сакральное и светское современное искусство, что показательно и символично.

Думаю, что Рябченко был отмечен, выделен и приглашен к участию именно как молодой художник, работающий в оригинальной авторской стилистике и выражающий с ее помощью современное звучание вечных тем человеческого существования. Органично их ощущающий, разрабатывающий не на заказ, но по внутреннему стремлению и потребности. Вероятно, нередко это ощущение передается зрителю, что вызывает желание войти в интерактивный контакт с работой.

Благословляющий жест, исполненный лаконичными линиями ярко-голубого света выглядит монументально и величественно, вызывая ассоциации со знамением. Характерно, что многие зрители на выставке в Арсенале, на ее открытии и далее, во время ее прохождения, включались и включаются в пространство произведения. Зритель разный, соответственно, его реакция тоже весьма разнообразна: от игривой до религиозно-почтительной. Но, в любом случае, работа определенно вызывает внимание — и специалистов, и непрофессионалов.

Пожалуй, на нынешней киевской биеннале, как, по правде говоря, и на предыдущей, инсталляция Степана Рябченко стала одной из самых востребованных посетителями. На выставке, где собраны подлинные шедевры украинского искусства от скульптур Пинзеля до удивительных собраний украинских икон, такое внимание к работе молодого одессита, бесспорно, говорит об успехе и признании.

Вообще, то, что делает этот художник, восхищает раскованностью, изобретательностью, подлинной свободой в осуществлении неожиданных творческих замыслов, ярких поисков и находок. Видно, как в своих работах сам Степан размышляет, моделирует, играет с образами, при этом оставляя зрителю много вопросов, заставляя самому напряженно и вдумчиво искать ответы. В то же время его образы эмоциональны и захватывающи, нередко как будто вопреки питающей их технологичности и опосредовании оцифровкой.

Творчество Степана Рябченко тесно связано с компьютерными технологиями. Его привлекает синтетичность виртуально создаваемых образов. Возможно, его творчество в целом — это визуально-объектный художественный знак того, что в сегодняшнем нашем мире реальное и виртуальное сплелись очень тесно, пронизывая и трансформируя среду обитания, modus vivendi и саму природу человека.

Это образы на грани фигуратива и нефигуратива, соединяющие в себе архитектурно-средовое решение, компьютерную обработку и стилистику, а с другой стороны опыт, накопленный традиционными видами изобразительного искусства — живописью, графикой, скульптурой. Это определенно новая образность, и в творчестве Степана Рябченко она привлекает объединением взвешенности художественного подхода, его культурных оснований и свободы, с которой молодой мастер варьирует и фантазирует, сопоставляет и сплавляет в единство то, что никому ранее не приходило в голову.

Я чувствую в ней мощное звучание голоса новых тенденций, нового времени, и мне интересно найти с ней «общий язык», научиться её слышать и понимать. А продолжить разговор о многих, реализованных или пока только задуманных, но нередко уже основательно разработанных, замыслах талантливого художника-изобретателя весьма увлекательно и заманчиво, что и хочется сделать в следующий раз.

Вера Савченко, кандидат философских наук, искусствовед,
фото Максима Белоусова.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат