12.07.2013 | Медицина

Найдено подтверждение аутоиммунной гипотезы происхождения аутизма

Истоки аутизма у детей могут лежать в аутоиммунном процессе, возникающем в материнском организме во время беременности. К такому выводу пришла группа иммунологов из Калифорнийского университета.

Вырабатываемые иммунной системой матери антитела атакуют белки, необходимые для развития тканей головного мозга плода, что в итоге и проводит к нарушениям, характерным для расстройств аутистического спектра. Ученые провели два исследования, результаты которых подтверждают эту гипотезу. Авторы полагают, что аутоиммунная реакция может быть причиной примерно четверти всех случаев аутизма. Работы опубликованы в журнале Translational Psychiatry.

В ходе первого из исследований были выявлены семь белков, с которыми связываются материнские антитела. Все эти белки играют ключевую роль в развитии мозга плода, каждый из них работает на определенной стадии формирования нейронов. Например, белок cypin отвечает за формирование нейронных связей в гиппокампе, области мозга, связанной с обучением и памятью. Еще один белок, CRMP1, регулирует процессы роста и миграции нейронов.

Эксклюзивная реактивность на эти специфические антигены была выявлена у 23 процентов из 246 матерей, у детей которых был диагностирован аутизм, и только у 1 процента из 149 участниц контрольной группы. Кроме того, было установлено, что дети, у чьих матерей обнаруживается аутоиммунная реакция на эти семь антигенов, проявляют более выраженные симптомы аутизма, чем остальные.

Авторы исследования в настоящее время в сотрудничестве с компанией Pediatric Bioscience разрабатывают диагностический тест на найденные биомаркеры для будущих матерей и обещают, что он будет готов в течение полутора лет.

В ходе второго исследования восьми беременным самкам макаки-резус были введены аутоантитела, выделенные из крови матерей, чьи дети страдают аутизмом. Исследователи заметили, что у появившихся на свет детенышей, изучение которых велось в течение двух лет, наблюдаются значительные отклонения в поведении.

Во-первых, авторы обратили внимание на то, что в их отношении матери проявляют большую заботливость, чем обычно, что может служить признаком каких-то отклонений. Во-вторых, подросшие детеныши нестандартно для этого вида макак вели себя в социальном плане - они постоянно «приставали» к своим сородичам и совершенно не боялись незнакомцев, что является опасным для жизни типом поведения. Сканирование их мозга показало, что объем белого вещества больше нормы, особенно в передних долях, что может объяснять наблюдаемые аномалии в поведении.

По мнению авторов, результаты подтверждают аутоиммунную гипотезу, так как отражают характерные для человеческой формы аутизма изменения, но с поправкой на животную модель.