07.05.2013 | Город

Затерянный мир Одессы

Трудно найти одессита, который бы не знал, что под городом существует система катакомб – одна из самых больших в мире (хотя точная протяженность подземелий до сих пор неизвестна).

Кажущиеся бесконечными лабиринты катакомб

Кажущиеся бесконечными лабиринты катакомб

Когда-то здесь стоял дизель-генератор, снабжавший бункер электроэнергией

Когда-то здесь стоял дизель-генератор, снабжавший бункер электроэнергией

Этот затопленный водой киноконцертный зал предназначался для начальства

Этот затопленный водой киноконцертный зал предназначался для начальства

По разным оценкам, она составляет от 1,5 тыс. до 4 тыс. км. Большинство одесситов хотя бы во время учебы в школе побывали на экскурсии в Музее партизанской славы (в селе Нерубайское). И, тем не менее, каждый раз, сталкиваясь с удивительным рукотворным миром, находящимся прямо под ногами, поражаешься его чудесам. Поразился и автор этих строк, которому удалось побывать в одном из «кусочков» подземного мира Одессы.

Первым открытием стало то, что одним из потайных входов в затерянный мир Одессы оказалась неприметная железная дверь между гаражами у домов постройки 1970 – 1980-х годов. Причем – буквально в нескольких десятках метров от заполненной машинами улицы Балковской. Именно там и начался 30-метровый спуск в подземелье. Этот участок катакомб называется массивом Разумовского. Такое наименование было дано еще в ХIХ веке – по расположенной неподалеку Разумовской улице.

Особенностью этого массива стало то, что в 1930-е годы там, в бывших выработках строительного камня, началось оборудование тайного бункера. Он, вероятно, должен был служить в качестве бомбоубежища. А в годы войны бункер пытались использовать в качестве базы партизан. Как рассказал мой проводник в подземный мир – исследователь одесских катакомб Сергей Быковский, есть документальные свидетельства того, что во время оккупации на территории этого бункера происходили бои между партизанскими отрядами НКВД и посланным против них специальным отрядом румынской сигуранцы.

Один из руководителей спелестологического клуба «Поиск» (на протяжении многих лет занимающегося исследованием катакомб) Константин Пронин в послевоенные годы побывал на местах боев в массиве Разумовского. Останки советских бойцов, которые удалось тогда найти, были подняты на поверхность. И на всех – пулевые отверстия, подтверждавшие смерть в бою.

Дальнейшие поиски тел не проводились, поскольку было принято решение «не тревожить останки партизан». Вероятно – в связи с тем, что в массиве Разумовского после войны снова развернулось тайное строительство. Подземный бункер стали доукреплять и доукомплектовывать с учетом поражающих факторов ядерного оружия. И надо полагать, что в случае войны бункер служил бы бомбоубежищем для мирного населения. А в более глубоких слоях построены защитные сооружения классом повыше, в которых должно было спасаться руководство. Жилые зоны там оборудованы с большим комфортом, включая даже уникальный шестиугольный киноконцертный зал с традиционной для той эпохи лепкой на потолке и небольшой дощатой эстрадой.

Однако, как это неоднократно случалось в СССР, колоссальные усилия (а заодно – тонны металла, бетона и оборудования) пошли прахом. Еще в советское время было принято решение о ликвидации бункера-убежища в массиве Разумовского. В этом районе развернулось активное жилищное строительство, стал проводиться так называемый тампонаж. В подземные пустоты закачивалась под давлением водно-песчаная смесь. Потом в эти засыпанные места вбивались бетонные сваи, и на таком прочном фундаменте начали расти новостройки 70-х – 80-х годов.

В результате часть подземелий оказалась перекрыта песком и сваями, а в части поднялись грунтовые воды. Вода стала заливать оборудование, и начался его демонтаж. Сейчас там можно увидеть только то, что уже просто не вытащить из-под земли. И эти остатки оборудования в бункере можно смело считать своеобразным музеем-заповедником напрасного труда советской эпохи.

По мнению специалистов, хотя, по сути, вся историческая часть Одессы стоит на катакомбах, сами по себе они опасности для города не представляют. Обычная глубина залегания катакомб (и бункера в массиве Разумовского – в частности) – не менее 30 м. И такой массив достаточно прочен. Однако, конечно, есть предел тому, что может выдерживать этот свод. И если начать «лепить» высотные здания, где попало, без учета того, что находится внизу, беды не миновать. Сейчас в Одессе есть специальная организация, квалифицированно занимающаяся уничтожением катакомб: она проводит тампонаж на местах будущих строек.

Одна из особенностей массива Разумовского (где все ходы – искусственного происхождения) – в том, что оттуда можно попасть в так называемую Грицаевскую пещеру, возникшую естественным образом еще в доисторические времена. Это название она получила по имени молодого чекиста Тимофея Грицая, который обнаружил пещеру, обследуя массив в 1936 году. Пещера объявлена палеонтологическим заповедником, поскольку там найдены кости доисторических животных. Пока что доступ туда закрыт. Однако планируется проводить экскурсии и в этот абсолютно уникальный уголок затерянного мира Одессы.
Впрочем, весь массив Разумовского считается законсервированным и закрытым для массового посещения. Однако, учитывая большой интерес молодежи ко всему необычному, исследователи одесских катакомб придумали такую форму удовлетворения этого интереса как проведение экстремальных игр. Часть территории бункера обеспечивает прекрасные возможности для страйкбола. Это командная военно-спортивная игра, где используют так называемое мягкое пневматическое оружие. Оно приводится в действие электродвигателем, газовой смесью, углекислотой или мускульной силой самого игрока. В его снаряжение обязательно входит защитная амуниция, в том числе – очки.

Не менее интересно проходят в катакомбах соревнования по ориентированию (квесты) и игры типа «Сталкер», родившиеся из соединения тематики одноименного произведения братьев Стругацких и реалий Чернобыльской зоны. И автор этих строк, побывавший в подземельях массива Разумовского, может смело сказать: реалии одесских подземелий ничуть не уступают плодам фантазии создателей компьютерных игр!

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ.
Фото автора.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки