27.04.2013 | Наука

Ученые: "темные молнии" представляют опасность для авиарейсов

Норвежские исследователи оценили опасность для авиарейсов так называемых "темных молний", открытых учеными в 1991 году. Темная молния – это поток электронов, двигающихся практически со скоростью света.

Выяснилось, что если на высоте 5 тыс. метров самолет попадает в зону действия такой молнии, все пассажиры и члены экипажа могут получить дозу гамма-излучения, приравниваемую к десяти годам естественного фона.

При взаимодействии с молекулами кислорода возникают гамма-лучи. Они порождают электроны и позитроны, которые, смешиваясь с воздухом, образуют еще большее количество гамма-лучей, сообщает портал GlobalScience.ru.

Раньше считалось, что такие молнии являются довольно редким явлением. Однако недавно норвежские ученые выяснили, что темные молнии напрямую связаны с обычными. Исследователи рассматривают такое явление как промежуточную стадию образования грозовых электрических разрядов. Выброс в атмосферу гамма-лучей темных молний приводит к сильнейшему радиоимпульсу, образующему светлую молнию, которую наблюдается во время грозы.

Норвежские ученые установили эту закономерность, наблюдая за одним из участков атмосферы. Авторы исследования обнаружили взаимосвязь между темной молнией и радиоимпульсом, зафиксированным в один и тот же момент на довольно удаленном расстоянии от эпицентра грозы.

Таким образом, можно говорить о новой концепции грозы как природного явления. Электрический разряд сначала приводит к гамма-вспышке, затем электроны, притянутые таким разрядом, провоцируют радиоимпульс, в результате возникает классический электрический разряд.

Благодаря этому открытию, норвежскими учеными выдвинута гипотеза о том, что процесс образования темных молний происходит гораздо чаще, чем предполагалось ранее. Однако для окончательных выводов необходимо проводить дополнительные исследования.

ИА "Росбалт"