22.04.2013 | Наука

Человеческие стволовые клетки восстановили память мышей

Учёные давно ищут успешный способ пересадки здоровых клеток для восстановления работы мозга, главного органа центральной нервной системы человека, пишут "Вести".

Как стало известно на прошлой неделе, учёным из Китая и США удалось при помощи человеческих стволовых клеток восстановить способность мозга мышей запоминать информацию и обучаться новым навыкам. В своей статье в журнале Nature Biotechnology авторы рассказывают, что сперва они химическими методами отрегулировали развитие клеток в пробирке, а затем "промежуточные" клетки были имплантированы мышам, где впоследствии они выросли в искомые нейроны двух типов.

"Холинергические нейроны связаны с синдромами Альцгеймера и Дауна, а ГАМК-нейроны ответственны за такие нарушения как шизофрения, эпилепсия, депрессия, а также различные виды зависимостей", – говорит профессор Су-Чунь Чжан (Su-Chun Zhang) из университета Висконсина в Мэдисоне. Учёный уже более 15 лет занимается исследованием стволовых клеток и известен по таким открытиям как получение при помощи стволовых клеток мотонейронов и двигательных нейронов спинномозговых нервов.

Перед исследователями стояла задача восстановить работу мозга лабораторных мышей. Речь шла о повреждениях, которые затронули область медиальной перегородки (medial septum), связанной с гиппокампом при помощи упомянутых ГАМК- и холинергических рецепторов. Трансплантируемые клетки человека были помещены в гиппокамп, где они под воздействием химических сигналов мозга начали специализироваться на исполнении необходимых операций и постепенно соединились с гиппокампом. (Грызунов предварительно модифицировали, чтобы их организм не отвергал чужеродный материал).

"Цепь нейронов, над которой мы работали, имеет фундаментальное значение для способности учиться и запоминать, а также связана с эмоциями", – рассказывает профессор Чжан.

После операции мыши успешно справились с тестом "водный лабиринт", где подопытным грызунам предстояло вспомнить расположение скрытой платформы в резервуаре с водой.

Решающее значение при измерениях имели три параметра: время, расстояние и точность. Специалисты заключают, что после операции мыши показали значительно лучшие способности к обучению и запоминанию.

Авторы работы отмечают, что их исследование открывает путь для развития целого направления лечения стволовыми клетками, однако в этой области существует большое количество "подводных камней".

"Мы позаботились о том, чтобы вводимые клетки развивались лишь в том направлении, которое мы выбрали, – говорит Чжан. – Но известны многочисленные неудачные эксперименты, где клетки были недостаточно чистыми, и в результате экспериментаторы обнаруживали у своих подопечных опухоли".