28.02.2013 | Наука

Астрофизики измерили скорость вращения черной дыры

Астрофизики вычислили, что черная дыра в центре галактики NGC 1365 вращается со скоростью близкой к скорости света. Исследование провели ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Их результаты представлены в статье в журнале Nature, обзор которой приводит BBC.

Группе исследователей под руководством Гуидо Рисалити (Guido Risaliti) удалось также определить размер сверхмассивной черной дыры — ее диаметр составил три миллиона километров. Высокая скорость вращения внешней поверхности черной дыры, по мнению доктора Рисалити, говорит о том, что она образовалась в результате одного или нескольких значительных по масштабам процессов поглощения материи.

Измерение скорости вращения и размера черной дыры проводилось по рентгеновскому излучению от разогретого газа, вращающегося возле центра галактики. Получение данных стало возможным, благодаря запуску в 2012 году космической рентгеновской обсерватории NuSTAR (Nuclear Spectroscopic Telescope Array). Новый телескоп позволяет фиксировать излучение в жестком (высокочастотном) рентгеновском диапазоне (с энергией фотонов от 7 до 80 килоэлектронвольт), которое менее подвержено искажению при прохождении дистанции между космическим телом и Землей.

Профессор Кристофер Рейнолдс (Christopher Reynolds) из Университета штата Мэриленд в своей научной работе, также основанной на полученных измерениях, делает вывод, что понимание эволюции сверхмассивных черных дыр помогает изучить характер развития галактик. В некоторых случаях, как считает профессор Рейнолдс, энергия, которая выделяется при росте черной дыры, может полностью остановить последующее расширение галактики.

Обсерватория NuSTAR была запущена 14 июня 2012 года и является первым телескопом, основанном на принципе скользящего отражение рентгеновского излучения под малым углом к поверхности зеркал. Телескоп уже позволил обнаружить галактики, скрытые за плотными облаками пыли, и сфотографировать вспышку на черной дыре в созвездии Стрельца.