20.02.2013 | Медицина

Кариес связали с изменением состава микрофлоры в ходе эволюции

Увеличение количества зубных болезней у современного человека оказалось связано со снижением разнообразия микрофлоры полости рта в ходе эволюции, сообщает Medical Daily.

К такому выводу пришла международная группа ученых после изучения зубных камней, принадлежащих людям различных эпох. Результаты этой работы опубликованы в февральском номере Nature Genetics.

По словам авторов работы, получить сведения о микрофлоре полости рта людей различных эпох им помогли зубные камни, "сохранившие детализированную генетическую информацию о составе микробиома". Для этого исследователи провели секвенирование обнаруженной в зубных отложениях 34 скелетов бактериальной ДНК.

Оказалось, что состав микробиома ротовой полости два раза значительно менялся. Первый раз это произошло в эпоху неолита (около 10 000 лет до н.э.) при появлении земледельчества, второй раз – в связи с промышленной революцией – около 150 лет назад. Каждое значительное изменение рациона питания приводило к снижению разнообразия микробиома полости рта, в результате чего в нем стали доминировать вызывающие кариес микроорганизмы. Это, в свою очередь, стало причиной роста заболеваний ротовой полости.

"Ротовая полость современного человека находится в перманентном состоянии болезни", - так прокомментировал свое открытие один из руководителей исследования, профессор Алан Купер (Alan Cooper) из австралийского Университета Аделаиды (University of Adelaide).

Заселение организма человека микрофлорой, необходимой для его нормального существования, начинается сразу после рождения. Недавно другая международная группа ученых проанализировала бактериальный состав грудного молока и обнаружила в нем более 700 видов микроорганизмов.