18.01.2013 | Медицина

Выявлен механизм распространения проказы по организму

Группа британских исследователей опубликовала в журнале Cell результаты экспериментов с шванновскими клетками, пораженными возбудителем проказы (лепры) Mycobacterium leprae.

Об этом сообщает Science NOW. Учеными из Университета Эдинбурга под руководством Ануры Рамбуккана (Anura Rambukkana) впервые показано, что бактерии способны перепрограммировать клетки, превращая их в подобие подвижных стволовых клеток, используемых для проникновения в мышечную и нервную систему организма.

В своем исследовании авторы исходили из того, что возбудитель заболевания, M.leprae,"предпочитает" сначала инфицировать шванновские клетки нервной ткани, имеющие вспомогательные – опорную и питающую нейроны – функцию. Эти клетки создают обволакивающий нервы слой и способствуют передаче нервного импульса. Выделив шванновские клетки мышей и инфицировав их возбудителем лепры, ученые обнаружили, что микобактерия вызвала трансформацию клеток, которая произошла вследствие "отключения" генов, экспрессируемых во взрослых шванновских клетках. При этом "включились" гены, связанные с ранними стадиями развития этих же клеток нервной ткани. В результате трансформации шванновские клетки превратились незрелые клетки, имеющие сходство со стволовыми клетками костного мозга и других тканей.

Затем экспериментаторы внесли измененные in vitro клетки в организм мышей и увидели, что некоторые из них направились к мышечным тканям и распространяли вместе с собой бактерию. Это наблюдение предполагает, что M.leprae захватывает шванновские клетки, лишая их способности изолировать и поддерживать нервные волокна и превращая в средство для проникновения в другие ткани организма.

Проказа, она же лепра или болезнь Хансена, – одно из древнейших, но до сих пор загадочное заболевание, которое в настоящее время диагностировано у 200 тысяч человек в мире. Известен лишь его возбудитель, микобактерия, поражение которой деформирует кожные покровы, приводит к потере чувствительность стоп и кистей и другим тяжелым последствиям.

Механизм распространения инфекции и интенсивного поражения нервной системы оставался неясным, и одной из причин малой изученности заболевания является то, что микобактерию лепры невозможно вырастить в лаборатории, ее можно исследовать только в организме инфицированных людей, броненосцев и трансгенных мышей.

Комментируя открытие коллег, нейробиолог Михаэль Вегнер (Michael Wegner) из немецкого Университета Эрланген-Нюренберг отмечает, что авторами из Эдинбурга не доказано, что M.leprae подобным же образом приспосабливает для распространения по организму шванновские клетки человека. Однако, по его словам, "предложен вполне правдоподобный механизм, а исследование проведено с использованием самых передовых методов".