17.10.2012 | Общество

Эксперт по безопасности: «караванский синдром» — возможно ли повторение?

Одной из самых резонансных тем и в украинских СМИ, и в обществе остается трагедия в киевском торговом центре «Караван», где неизвестный расстрелял сотрудников частной охраны.

Напомним: происшествие случилось 26 сентября. По данным милиции, у одной из касс торгового центра охранники заметили мужчину, который пытался без оплаты вынести флеш-карту памяти. Его задержали и препроводили в служебное помещение — для выяснения обстоятельств. Там и была открыта стрельба. Три человека погибли на месте, четвертый получил тяжелые ранения. Стрелок с места трагедии скрылся.

Уникальна ли эта ситуация или возможно ее повторение, в частности, в Одессе? Можно ли говорить о формировании своего рода «караванского синдрома» и определенной системности, тенденции? Ответы на эти вопросы — в комментарии эксперта, учредителя агентства по безопасности «Центр» Константина Журавля.

— Если рассматривать, прежде всего, саму конкретную ситуацию в торговом центре «Караван», следует подчеркнуть: вину за случившееся нужно возложить не на погибших охранников (их уже нет), а на руководство предприятия, тамошнюю службы безопасности. Можно констатировать, что в «Караване» нет контроля за действиями охраны, нет системной работы в части подготовки сотрудников, никто не обучал их, как себя вести в экстремальных ситуациях. Более того, у охраны «Каравана» наверняка не было соответствующих должностных инструкций, то есть если по простому – охранники не знали и не понимали, как следует себя вести в даже совсем не сверхординарных ситуациях. Кража в магазине – чего уж тут экстраординарного?

С профессиональной точки зрения очевидно: нельзя было заниматься досмотром в такой маленькой комнате. Не говорю уже о том, что охранник просто не имеет никакого права устраивать досмотр – для этого надо было вызвать сотрудников МВД. А еще по видеозаписям с камер наблюдения можно судить о том, что охранники допустили определенные действия, которыми подвели подозреваемого к опасной черте, которую он затем легко переступил. На кадрах было четко видно, что его ударили. Реакция эта, к сожалению, достаточно типична для непрофессиональной, не прошедшей специальную подготовку охраны. Не секрет: в наших супермаркетах охранник зачастую ориентирован на то, что человек перед ним изначально слаб, находится в роли жертвы, не сопротивляется.

Если мы зададим вопрос любому жителю Одессы: были ли у вас случаи конфликтов с охраной в любом из наших магазинов, то большая часть людей наверняка скажет — да. Вспомните хотя бы нашумевший случай в «Обжоре» с 86-летней бабушкой. Ее заподозрили в том, что она не заплатила за пакетик корма для кошки, охранники забрали у нее около 70 гривен. Потом был большой скандал, этих сотрудников уволили… А в «Караване» все закончилось, как известно, куда трагичнее — неадекватная реакция подозреваемого, выстрелы, смерть трех человек.

— Возможно ли в принципе избежать подобных ситуаций? Что для этого необходимо?

— Нужно в корне менять само отношение к вопросам общественной безопасности. Должно быть четкое понимание, насколько они серьезны и сколь профессионального подхода требуют. Это принципиально важно! Да, мы, слава Богу, не живем во время войны, у нас нет чрезвычайного положения. С одной стороны, это великолепно, а с другой — непозволительно «расслабляет». Все нужно систематизировать и менять на уровне жестких законодательных актов, в которых должен быть четко определен порядок применения персоналом охраны мер физического воздействия и специальных средств.

Проще говоря, закон прописывает границы, в которых должен действовать охранник, определяет, что и как он может делать по отношению к другим гражданам. Структуры, которые работают в подобных супермаркетах, — это собственная служба безопасности, они не подпадают под закон о лицензировании. Я же вновь и вновь подчеркиваю: охранник должен обязательно пройти специальную подготовку, он должен иметь свидетельство о профессиональной пригодности. К сожалению, лишь малая толика охранных предприятий тратит на это деньги и выводит эти требования в категорию нормы. Между тем, к примеру, в соседней России человек прежде должен получить свидетельство на право работать, и лишь тогда ставится вопрос о самой этой работе. Там работает закон об оружии, о служебном оружии…

— В разных жизненных ситуациях у наших сограждан зачастую срабатывает принцип «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»… Не исключение и вопросы, связанные со своей собственной безопасностью, и неприятные ситуации в супермаркетах — только малая их часть. А если говорить шире — о безопасности общественной (в доме, на улице, в городе), что может здесь сделать та самая общественность, какова должна быть ее роль?

— В Украине уже больше десяти лет существует закон об общественном формировании по охране правопорядка и госграницы, подписанный еще Президентом Леонидом Кучмой в 2000 году. Этот закон дает определенные права любому гражданину, входящему в такое формирование, прописывает, в частности, как можно применять средства для задержания.

Роль общественников в этом процессе я не умаляю. И, тем не менее, уверен, что достичь нужного нам всем результата — должного общественного порядка, надлежащего уровня безопасности — можно лишь в том случае, когда усилия самих граждан соединяются с четкой правовой базой и работой профессионалов, получивших как необходимую подготовку, так и документальные свидетельства уровня своей квалификации.

На этих принципах, к слову, строится и наш проект «Общественная безопасность», который действует в Одессе уже в течение года. В его рамках безопасность одесситов и их имущества обеспечивает Общественное формирование по охране общественного порядка «Спецотряд «Центр». Пока проект реализуется в нескольких жилых домах Суворовского, Малиновского и Приморского районов, переговоры ведутся с рядом ОСМД (Общества совладельцев многоквартирных домов).

Дома, подъезды, дворы, улицы очень часто становятся местом преступления. Только за первое полугодие, по данным одесской милиции, было совершено 779 преступлений различной тяжести, из них 570 — грабежей, при этом раскрыто порядка 380. У органов МВД просто нет ресурсов, чтобы охватить все.

Мы работаем напрямую и с милицией, и с МЧС. А своим заказчикам предлагаем три формы охраны. Во-первых, это установка на парадных кнопки экстренного вызова: в случае опасности пострадавший или его соседи нажимают на ближайшую к ним кнопку. Вызвать группу ОФ можно также по телефону 321-000. Сотрудники «Центра» приедут не только в случае нападения на пострадавшего, но также во время пожара, затопления или утечки газа. Группа быстрого реагирования прибывает на место через 5 – 7 минут после поступления вызова.

Кроме того, на парадных можно установить систему видеонаблюдения и контроля доступа. Благодаря такой системе в одном из домов на улице Бреуса была зафиксирована попытка ограбления квартиры. Это помогло оперативно установить и задержать злоумышленника. Третья форма охраны домов — патрулирование придомовой территории. Оно ведется в часы, определенные по согласованию с жильцами. В ряде домов патруль объезжает территорию по ночам, другие предпочитают патрулирование в выходные дни, по договоренности с третьими патрулирование ведется два раза в день.

Словом, формы взаимодействия могут варьироваться. Главное, повторюсь, — профессионализм, действия четко в правовых рамках, определенных законодательством, квалификация, позволяющая адекватно реагировать на самую непредсказуемую ситуацию. Конечно, каждый человек должен помнить, что за свою жизнь он отвечает сам. Однако обязанность государства и бизнеса (в данном случае — бизнеса охранного) — сделать так, чтобы жизнь в городе была спокойна и безопасна для всех граждан.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки