01.12.2011 | Медицина

Стволовые клетки крови уничтожат меланому

Ученые из Центра рака и стволовых клеток Калифорнийского университета впервые показали, что из стволовых клеток крови можно получить противораковые Т-клетки, которые будут бороться с меланомами.

Результаты исследований публикует журнал Proceeding of the National Academy of Sciences.

По мнению ученых, такой подход может помочь примерно 40% европейцев, страдающих этим заболеванием. Опробованный на мышах способ наглядно показал, что стволовые клетки крови могут быть генетически изменены в живой организм, способный бороться с меланомой.

"Мы знали из предыдущих исследований, что мы можем создавать Т-клетки из стволовых, но было непонятно, будут ли эти Т-клетки бороться с раком в соответствующих моделях человеческих заболеваний, таких как меланома. В нашем исследовании мы выяснили, что они работают в человеческих моделях. И это очень интересная находка", — сказал ведущий автор исследования, профессор медицины и микробиологии, иммунологии и молекулярной генетики Джером Зак.

Как пишет "Вокруг света", ученые использовали Т-клеточный рецептор от больного раком, клонированный другими учеными, ищущими экспрессированные меланомой антигены. Затем с помощью вируса были перенесены гены Т-клеточного рецептора в ядро стволовых клеток крови. Гены интегрируются с ДНК стволовых клеток, что теоретически должно позволить производить Т-клетки, ориентированные на борьбу с меланомой. Собственно, суть метода и заключается в том, чтобы создавать колонии Т-клеток, реагирующие на наличие антигена меланомы.

Во время исследования модифицированные стволовые клетки были помещены в ткани человеческого тимуса, которые были имплантированы в мышей. Это позволило изучить реакцию человеческой иммунной системы в живом организме. Примерно через 6 недель модифицированные стволовые клетки превратились в большую популяцию зрелых меланома-специфичных Т-клеток, способных бороться с раковыми клетками.

Затем животным имплантировали 2 типа меланомы — один тип экспрессировал антигены, которые "привлекают" модифицированные Т-клетки, а второй тип опухоли экспрессировал антигены, незнакомые Т-клеткам. Исследование проводилось на девяти мышах. У четырех животных меланомы, экспрессирующие нужный антиген, были полностью уничтожены, у остальных мышей опухоли заметно уменьшились.

Ответ на лечение был оценен не только измерениями физических размеров опухоли, но и с помощью контроля метаболической активности раковых клеток с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), измеряющей количество энергии, которую опухоль "ест" во время своего роста. "Мы были рады видеть, что четыре опухоли полностью исчезли, а у остальных был заметен регресс и в размерах, и в метаболической активности", — сказал профессор Зак.

Т-клетки могут быть созданы для борьбы с различными болезнями, но их функции не являются длительными. Большинство модифицированных Т-клеток, в конечном счете, нужны для поддержания реакции. Таким образом такое лечение может применяться для защиты от рецидивов после основной терапии. В будущем ученые планируют провести клинические испытания метода. Профессор Зак также выразил надежду, что подобный подход в лечении будет перенесен и на другие типы опухолей.

Ранее сообщалось, что сотрудники южнокорейской биофармацевтической омпании RNL BIO, специализирующейся на стволовой терапии, идентифицировали стволовые клетки, которые могут подавлять активность рака.

Источник — ИА "Росбалт"