20.11.2011 | Наука

Астрономы нашли древнейший газ Вселенной

Древнейший материал американские ученые обнаружили на расстоянии 11 миллиардов световых лет от Земли. Открытие поможет астрономам лучше разобраться в истории развития Вселенной.

Напомним, что, согласно существующим теориям, сразу после Большого взрыва (произошёл 13,7 миллиарда лет назад) космос наполняли лишь водород, а также гелий и литий, образовавшиеся в ходе первичного нуклеосинтеза. Первые звёзды, сформировавшиеся примерно через 300 миллионов лет после рождения Вселенной, состояли именно из этих элементов.

В ходе происходящих в их недрах термоядерных реакций лёгкие элементы постепенно объединялись в более тяжёлые – углерод и кислород. Затем светила "выгорали", трансформировались в сверхновые, своими взрывами разбрасывая вещество по округе. Следующие поколения светил делали захваченные элементы ещё тяжелее. Так появились, к примеру, кремний и различные металлы.

Аспирант Микеле Фумагалли (Michele Fumagalli) и его коллеги из университета Калифорнии в Санта-Круз при помощи телескопов обсерватории Кека на Гавайях (W. M. Keck Observatory) направили свои взоры на ту часть Вселенной, в которой должно обитать вещество, появившееся через два миллиарда лет после Большого взрыва.

В те времена газопылевые скопления ещё не были обогащены тяжёлыми элементами, и учёные надеялись обнаружить и изучить скопления древнейшего газа. Чтобы выяснить химический состав облаков, астрономы проанализировали спектр излучения, исходящий от дальнего квазара и пронизывающий найденный газ (вещество поглощает часть света).

Линии спектра свидетельствовали о наличии водорода, а также дейтерия (более тяжёлого изотопа, состоящего из протона и нейтрона). Но "подписей" углерода, кислорода или кремния найти не удалось, пишут исследователи в cтатье в журнале Science.

Нынешнее открытие означает, что взрывы первых звёзд Вселенной (происходили между 800 миллионами и одним миллиардом лет после Большого взрыва) почти не распространяли относительно тяжёлые элементы по округе. "Раз газ, возраст которого около двух миллиардов лет, не содержит металлы, значит, процесс выброса и последующего распространения был не эффективным", - поясняет Фумагалли.

Этот вывод в свою очередь влияет на представление астрономов о формировании следующих поколений звёзд, поддерживает теорию о том, что первые светила собирались из неметаллических облаков газа и пыли.

Команда Фумагалли продолжит изучение окрестностей найденных облаков газа, чтобы установить находятся ли они в изоляции или же в непосредственной близости от других галактик, которые теоретически могли сформироваться из "холодных потоков" древнего материала.

Источник — "Вести.Ru"