25.08.2011 | Политика

В Одессе принят Устав города — вопреки мнению общественности

В ходе сегодняшней сессии Одесского городского совета депутаты приняли Устав Одессы, проект которого, предложенный муниципальными властями, вызвал резкую критику общественности.

«За» принятие Устава города в нынешней редакции проголосовали 78 из 87 присутствовавших на сегодняшней сессии депутатов Одесского горсовета. «Против» высказались четверо, «воздержались» также столько же, а один депутат не голосовал, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

«У меня есть амбиции, что Устав города станет «бархатной революцией», которая выведет на новый уровень местное самоуправление в Одессе. Если мы научимся жить по уставу, пользоваться его положениями, возродим былую славу Одессы», — заявил мэр города Алексей Костусев.

По его словам, в Уставе максимально расширены нормы прямой демократии. Так, для проведения местных инициатив необходимо собрать до 5 тыс. подписей, тогда как в уставах других городов для этого требуется 10 тыс., а на общественных слушаниях достаточно собрать 300 подписей.

Также, уверил А. Костусев, прописана регулярная публичная отчетность мэра, депутатов горсовета перед избирателями, чиновников перед городской громадой. Вводится принцип публичности принимаемых в городе решений. Все проекты решений горсовета и принятые документы в обязательном порядке будут публиковаться. Особо обозначена роль русского языка как языка межнационального общения.

В ходе сессии городской голова предложил всем желающим записаться на выступления, «чтоб никто не говорил, что мы принимаем решения без обсуждения». «У нас сегодня полная демократия», — подытожил А. Костусев.

Руководитель рабочей группы по разработке Устава Олег Брандак отметил, что почти все решения члены группы принимали единогласно. По его мнению, они «отказались от узкопартийных интересов» и «действовали как одесситы», проявив тем самым «гражданскую, а не партийную позицию в принятии важного для города документа». Глава фракции Партии регионов Геннадий Труханов заявил, что его политическая сила обещала через 10 месяцев после избрания в горосвет принять Устав города, и сегодня выполняет свое обещание.

Между тем, по мнению председателя фракции «Фронт змін» в горсовете Александра Остапенко, многие прогрессивные нормы в документе закреплены фиктивно, не обеспечены реальным механизмом реализации. Также он считает, что в Уставе в обязательном порядке должны быть прописаны права, обязанности и полномочия мэра. Кроме того, нужно прописать нормы, повышающие уровень подконтрольности городской власти громаде, механизм, облегчающий доступ к информации о деятельности городского головы, депутатов горсовета, исполкома и ряд других норм, заявил он. Все свои предложения фракция оформила в виде поправок и вынесла их на сессию. А. Остапенко предложил не распускать рабочую группу и доработать Устав.

Мэр Одессы заявил, что «мы не имеем права выйти за рамки действующего законодательства, иначе будем посмешищем. А мы посмешищем быть не должны, мы должны быть примером». В то же время, он согласился с предложением продлить действие рабочей группы, чтобы она постоянно работала. «Законодательство, ситуация в стране и городе будет меняться. Все это нужно будет обобщать и вносить изменения в Устав», — пояснил он и добавил: «Есть у революции начало, нет у революции конца».

Депутат Александр Казарновский (фракция партии «Родина») обратил внимание собравшихся на то, что при голосовании за принятие Устава депутаты нарушают норму, которую сами же заложили в документе. Так, в нем сказано, что городская конституция может быть принята не менее чем 2/3 депутатского корпуса. А это 80 человек. О. Брындак высказал мнение, что «это норма на будущее. Она еще не вступила в силу». Поэтому для принятия документа достаточно простого большинства, как это оговорено в регламенте горсовета. А 2/3 голосов будут необходимы для внесения изменений в устав.

Член рабочей группы Олег Кутателадзе (фракция «Сильная Украина») обнаружил, что разработчики «попали в нехорошее положение, заложив такую норму». А его коллега Александр Ищенко объяснил, что разработчики Устава были уверены, что при принятии документа в зале будет 2/3 депутатов, «но летний период, отпуска, командировки внесли свои корректировки». В конце концов все согласились с предложением Юрия Крука («Зеленая Одесса») о том, чтобы изъять данный пункт. А новый Устав, если его потребуется принять, будет голосоваться по нормам, заложенным для внесения изменений в документы.

Между тем, отметим: ранее аналитическая группа разработчиков проектов Уставов Одессы (Анатолий Бойко, Михаил Баймуратов, Феликс Кобринский, Леонид Штекель, Евгений Коган, Сергей Дибров и Андрей Сидоренко) приняла совместный Меморандум, в котором указано, какие принципы должны быть заложены в Уставе города. Текст документа, который поддержали представители ряда политических и общественных организаций (в частности, это члены Общественного Совета при областной госадминистрации, Черноморский женский клуб, Ассоциация содействия муниципальным реформам и защите прав городской громады, объединение предпринимателей «Фортеця», БФ «Дорога к Дому» и др.), приводим полностью.

Мы, представители различных аналитических групп, общественных и политических сил, выражаем наше неуклонное стремление добиться создания и принятия в Одессе такого городского Устава, который позволит членам территориальной громады иметь реальные права в управлении городом.

Мы считаем, что Устав, не обеспечивающий одесситам реальные права на прямую демократию, Одессе не нужен. На наш взгляд, Устав должен быть механизмом прямого участия горожан в управлении городом. Именно в Уставе должна быть заложена передача части ответственности за управление городом от представительных органов власти — непосредственно территориальной громаде путем использование конституционных принципов прямой демократии.

Основным недостатком проекта Устава, представленного рабочей группой под руководством г-на Брындака, является то, что практически все нормы, закрепляющие права членов территориальной громады, зафиксированы на уровне материальных норм и не обеспечены нормами процессуальными, что делает эти права нереализуемыми и фактически декларативными, фиктивными.

Учитывая особую важность должности городского головы в организации и реализации местного самоуправления, прав и свобод членов территориальной громады, а также фактическое отсутствие в законодательстве Украины о местном самоуправлении четко прописанных прав и обязанностей этого высшего должностного лица в рамках городско самоуправления, в Уставе в обязательном порядке должны содержаться его права и обязанности (полномочия), которые разработаны методом систематического толкования полномочий городского совета и исполнительного комитета городского совета. К таковым должны быть отнесены:
— определение правового статуса городского головы;
— права городского головы по представлению интересов территориальной громады перед всеми субъектами и а всех уровнях публичной власти и гражданского общества;
— задачи, функции и обязанности городского головы;
— основные аспекты взаимодействия городского головы с городским советом; его исполнительным комитетом; с депутатскими фракциями в городском совете;
— порядок отмены городским головой решений, принятых городским советом и его исполнительным комитетом;
— порядок проведения ежегодных отчетов городского головы перед территориальной громадой и встреч с ее членами.

На наш взгляд будущий Устав должен включать в себя в обязательном порядке следующие составляющие:

1. Депутаты горсовета и мэр обязаны публично признать, что любой референдум, для проведения которого инициативная группа по его проведении, собрала требуемое количество подписей (10 процентов от числа избирателей в городе) — должен быть проведен вне зависимости от того, одобряют ли депутаты его проведение — ибо это воля территориальной громады, а она стоит выше интересов депутатского корпуса.

2. В Одессе устанавливается порядок сбора петиций. Петиции собираются либо на уровне микрорайона (территория одного ЖЭКа) — подается в райадминистрацию, либо на уровне района (в пределах деятельности районной администрации) — подается в райадминистрацию, либо на уровне города — подается в исполком.

Петиции, которые носят принципиальный характер для решения городских проблем, как узаконенные местные инициативы вносятся на рассмотрение горсовета.

В случае собрания требуемого количества подписей: на уровне микрорайона — 150 подписей, района — 500, города — 1000 подписей, петиция обязательна к рассмотрению и в пятидневный срок инициативная группа обязана получить мотивированный ответ на свою петицию.

В случае собрания требуемого количества подписей для подачи местной инициативы — 2000 подписей, местная инициатива, которая подается в горсовет, выносится в обязательном порядке в комиссии горсовета, а затем рассматривается на ближайшей сессии горсовета с участием членов инициативной группы, получающих право совещательного голоса на сессии по этому вопросу.

В случае, если инициативная группа не получит ответ на свою петицию в течение пяти дней, чиновник исполкома или райадминистрации, на которого расписана данная петиция, а также заместитель городского головы, отвечающий за данный вопрос (глава или заместитель главы райадминистрации) несут личную финансовую ответственность за бездеятельность, согласно закону Украины о государственной и муниципальной службе и Закона о доступе к публичной информации. Размеры штрафа за каждый день просрочки и отсутствия ответа на петицию граждан устанавливаются в Уставе.

3. Если члены Одесской территориальной громады подают в горсовет петицию, которая подписана не менее, чем 10000 одесситов, городской совет по вопросу, поднятому петицией может принять только три решения: либо утвердить петицию, либо отклонить ее 23 голосов от списочной общей численности депутатского корпуса, либо объявить консультационный референдум по вопросу, поднятому в петиции.

4. В Одессе устанавливается порядок проведения общественных слушаний. Общественные слушания проходят либо на уровне микрорайона (территория одного ЖЭКа) — итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на локальном уровне (отдельно взятом доме, улице) — итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на уровне района (в пределах деятельности районной администрации) — итоговое решений подается в райадминистрацию, либо на уровне города — итоговое решений подается в горсовет или исполком по выбору инициативной группы.

Общественные слушания проводятся в случае собрания требуемого количества подписей: на уровне отдельных домов или общежитий — не менее 20 процентов проживающих там семей, на уровне микрорайона — 50 подписей, района — 300, города — 1000 подписей. Итоговое решение общественных слушаний обязательно к рассмотрению, и в пятидневный срок (за исключением петиции, поданной в горсовет) инициативная группа обязана получить мотивированный ответ на решение общественных слушаний. Итоговое решение общественных слушаний, которое подается в горсовет, выносится в обязательном порядке в комиссии горсовета, а затем рассматривается на ближайшей сессии горсовета с участием членов инициативной группы, получающих право совещательного голоса на сессии по этому вопросу.

В случае, если инициативная группа не получит ответ на поданные документы в течение пяти дней, чиновник исполкома или райадминистрации, на которого расписана данная петиция, а также заместитель городского головы, отвечающий за данный вопрос (глава или заместитель главы райадминитстрации) несут личную финансовую ответственность за бездеятельность, согласно закону Украины о государственной и муниципальной службе и Закона о доступе к публичной информации. Размеры штрафа за каждый день просрочки и отсутствия ответа на петицию граждан устанавливаются в Уставе.

5. В Одессе определяется порядок проведения собраний граждан (или конференции) по месту жительства

6. В Одессе определяется порядок ежегодных публичных отчетов мэра, депутатов, ведущих руководителей исполкома, начальников департаментов и управлений, глав райадминистраций.

7. В Одессе определяется порядок публичного освещения деятельности органов власти, включающий в себя обязательные публикации итогов голосования, публикация проектов решений органов власти за двадцать дней до их рассмотрения, публикации всех инициатив граждан по общественным слушаниям, местным инициативам и сборам (конференций) граждан по месту жительства. Отдельно определяется порядок присутствия членов территориальной громады на заседаниях органов власти.

8. В Одессе определяется порядок регрессии наказания для чиновников: ответственность за неправовые действия или бездействия чиновников несет не городской бюджет, а лично чиновник или лично чиновник и городской бюджет.

9. Регламент деятельности городского совета является составной частью Устава города. Регламент обязан предусмотреть пакетные назначения глав комитетов, их заместителей и секретаря Совета при обязательном учете прав оппозиционных фракций.

10. В Уставе определяется финансовая ответственность чиновника за пропуски срока ответа на запрос депутата, обращения общественной организации и гражданина.

11. В Уставе определяется порядок вынесения импичмента (недоверия) чиновнику горисполкома, работнику райадминистрации членами территориальной громады.

12. В Уставе определяется порядок избрание омбудсмена Одессы, его права и обязанности. В числе прочих обязанностей омбудсмена является организация общественных слушаний, инициированных членами территориальной громады, регистрация, учет и передача в органы власти петиций членов территориальной громады, организация сборов (конференций) граждан по месту жительства.

13. В Уставе определяется порядок проведения в Одессе консультационных опросов.

14. В Уставе определяется порядок создание, полномочия и принципы деятельности Общественного Совета Одессы, обладающего правом инициирования общественных слушаний, местных инициатив, консультационных опросов. Предложения Общественного являются обязательными для рассмотрения горсоветом и исполкомом.

Предложенный же городскими властями и принятый сегодня депутатами проект Устава Одессы авторы Меморандума назвали «профанацией самой идеи», отметив, что «он создан не для одесситов, а для чиновников».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки