Дякую
Дякую

21.04.2011 | Экономика

На базе Одесского порта хотят создать кластер

Транспортный кластер, созданный на базе Одесского морского торгового порта, поможет повысить его конкурентоспособность, сократить сроки обработки грузов, создать новые рабочие места.

Такое мнение высказал ведущий специалист отдела внешних связей Секретариата Конституционного суда Украины, консультант транспортного кластера Игорь Онофрей. Сегодня он принял участие в обсуждении проекта кластера, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

Поясним: кластером экономисты называют сконцентрированную на определенной территории группу взаимосвязанных компаний — поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является знаменитая Силиконовая (Кремниевая) долина в США.

«Мы говорим о площадке, на которой будут совместно сотрудничать порт, железная дорога, частные компании, вузы, представители науки и общественности. На самом деле, интерес у всех один — чтобы как можно больше грузов переваливалось через Одесский регион», — подчеркнул И. Онофрей. По его словам, сегодня «порт формирует 17 – 19% экономики области». Но действующая модель работы этого предприятия в ближайшее время, по его мнению, станет неэффективной.

Создание же на базе ОМТП кластера поможет не только вывести на принципиально новый уровень деятельность самого предприятия, но и сделает его «локомотивом экономики региона, отправной точкой ее развития», уверяет специалист. По его расчетам, увеличение объема реализации услуг в порту всего на 1 грн. приведет к росту Внутреннего регионального продукта (ВРП) на 7,73 грн., а рост грузооборота на 1 тыс. т — к росту ВРП на 200 тыс. 980 грн.

Проект положения о кластере будет вынесен на рассмотрение сессии Одесского областного совета, которая состоится 20 мая. Как отметил заместитель главы облсовета Алексей Гончаренко, это положение может стать типовым для других портов. В случае, если пилотная модель, отработанная на базе ОМТП, покажет свою эффективность, аналогичные кластеры будут созданы в Аджалыкском лимане (Морской торговый порт «Южный» и компания «Трансинвестсервис»), в Ильичевске (Ильичевские морской торговый и рыбный порты), а также на Дунае и на базе Белгород-Днестровского порта.

Ядром данного кластера будет ОМТП и связанные с ним компании. Они создадут совет кластера, в который войдут по одному представителю от компании или группы компаний — но не более 25 человек. По словам А. Гончаренко, орган, в котором более 25 человек, не будет работоспособным. Также совет выберет координатора кластера, который будет представлять его интересы в различных органах. Особо отмечалось, что координатор не может быть представителем государственных и других органов власти. Участие в кластере предусмотрено на добровольных началах. Его партнерами также выступят Одесская облгосадминистрация, областной и городской советы. По словам А. Гончаренко, «рисков при создании кластера нет. Единственное, чем мы рискуем — что структура окажется нежизнеспособной, и кластер не заработает».

Задача кластера — создать оптимальные условия для увеличения грузо- и пассажиропотока в порту, повысить его конкурентные преимущества на Черном море. По словам начальника отдела развития и внешних связей ОМТА Михаила Шапошникова, примерный список компаний, которые хотят принять участие в проекте, уже есть.

«Одесский порт — это готовый кластер. В нем соединены разные формы собственности — государственная, коммунальная, частная. Сегодня разные структуры, работающие в порту, скрывают друг от друга информацию. У них существуют даже службы безопасности, которые следят, чтобы информация не вышла наружу. При создании кластера обмен информацией между ними приведет к положительным результатам. Мы поддерживаем эту идею», — отметил заместитель начальника Морской администрации Украины Михаил Сударев.

Справка. Одесский морской торговый порт расположен на искусственно образованной территории площадью 109,5 га. Мощности предприятия позволяют ежегодно переваливать более 14 млн. т сухих и 24 млн. т наливных грузов. Общая протяженность причальной линии превышает 8 км.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат