30.07.2010 | Наука

На Марсе обнаружили Австралию

Поверхность Марса может содержать ископаемые остатки организмов, свидетельствующие о том, что на Красной планете некогда существовала жизнь, пишет NEWSru.com.

К такому выводу пришла группа американских ученых из SETI (проект, посвященный поискам внеземного разума), использовавшая инфракрасный анализ марсианских камней, сделанный космическим кораблем NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Открытие было сделано в марсианской впадине Nili Fossae (Русло Нила). Исследователи сравнили горные породы с Марса с теми, что были ранее найдены в Австралии.

Минералы из австралийского района Пилбара — одни из самых ранних свидетельств жизни на Земле. Ученые пришли к выводу, что по составу содержащихся в них полезных ископаемых камни, найденные на Марсе — «точная копия» австралийских.

Они считают, что те же «гидротермальные» процессы, которые сохранили эти остатки жизни на Земле, могли произойти и на Марсе. Ранее в 2008 году ученые обнаружили на Марсе залежи карбоната. Это вещество, в которое превращаются многие живые организмы после смерти.

Ученые ранее надеялись получить возможность получше изучить находящиеся на Марсе породы камней, так как Nili Fossae была включена в список возможных мест высадки научной лаборатории в 2011 году. Однако специалисты сочли это слишком опасным и в июне этого года впадину исключили из списка.

Напомним, ранее исследователи из Франции и США пришли к выводу, что около 4 млрд лет назад почти вся поверхность Марса была скрыта под водой. Кратер Lyot, расположенный в северном полушарии красной планеты, содержит массу водных залежей. В южном полушарии Марса выдающие присутствие воды минералы (к примеру, филлосиликаты) были найдены гораздо раньше. Изучать противоположную часть планеты сложнее, поскольку следы жидкости здесь погребены под толстым слоем лавы и осадочных пород.

Первые данные, свидетельствующие о том, что на северных равнинах Марса могут находиться гидратированные силикаты, передал спектрометр OMEGA, установленный на борту аппарата Европейского космического агентства Mars Express. В целях проверки этой информации учёные провели дополнительные наблюдения с помощью спектрометра CRISM межпланетной станции NASA Mars Reconnaissance Orbiter, который дает более высокое разрешение.

Авторы рассмотрели 91 крупный кратер с обнажениями древнего вещества, и как минимум в девяти случаях им удалось отыскать филлосиликаты. «Теперь мы можем с уверенностью говорить о том, что более четырех миллиардов лет назад вся поверхность Марса изменялась под действием воды», — говорит руководитель исследования Джон Картер из Университета Париж-юг 11.

Дать точную оценку условий, установившихся на древнем Марсе, ученые, конечно, пока не могут, но определенные предположения у них есть. «Минералы богаты магнием и железом и содержат меньше алюминия, — рассказывает коллега Жан-Пьер Бибринг. — Кроме того, они располагаются рядом с оливином, который легко модифицируется водой. Отсюда следует, что контакт с жидкостью продолжался всего несколько десятков или сотен миллионов лет».

Источник — ИА «Росбалт»