25.01.2010 | Международные отношения

Нардеп Сергей Гриневецкий: Украина должна требовать компенсации за потери, понесенные из-за войн на Балканах

Новому Президенту необходимо будет решить вопрос о компенсации убытков, понесенных Украиной вследствие конфликтов на Балканах, уверен народный депутат Сергей Гриневецкий.

Такое мнение парламентарий от Блока Литвина высказал в своей статье «Украина: из морской державы в «страну у моря»?», опубликованной в газете «Зеркало недели». С. Гриневецкий подчеркнул, что Украина как морская держава должна не только защищать свои интересы в акватории Черного и Азовского морей, но и не менее эффективно отстаивать интересы отечественных судовладельцев на международной арене.

Парламентарий напомнил, что эпопея о компенсации убытков Украинскому Дунайскому пароходству и другим предприятиям морехозяйственного комплекса Украины, пострадавших из-за двух балканских кризисов уже более десяти лет длится. Первый кризис был связан с введением Советом Безопасности ООН эмбарго против Югославии в 1992-1995 годах, а второй — с военными действиями НАТО против СРЮ и прекращением свободного судоходства на Дунае с апреля 1999-го по октябрь 2005 года, напоминает С. Гриневецкий.

По результатам анализа, проведенного Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в 2003 году, только убытки УДП из-за действия эмбарго составили 440 млн. долл. (в том числе прямые потери — 22,1 млн. долл.), пишет автор статьи. Значительная часть этих убытков — около 350 млн. долл. — была обусловлена потерей экспортно-импортных и транзитных грузо- и пассажиропотоков. Так, если в 1990 году объем грузоперевозок от устья Дуная до Регенсбурга составлял 97 млн. тонн, то, к примеру, в 2001-м — 25 млн.; доля УДП свыше 20%, причем в основном за счет Верхнего Дуная.

Разрушение дунайских мостов после бомбардировок НАТО добавило к сумме убытков еще около 170 млн. долл., из них 136,1 млн. — от потери экспортных, импортных, транзитных грузопотоков; 13,2 млн. — от простоя речных, грузовых и пассажирских судов; 5,3 млн. — от аннулирования контрактов, сокращения пассажирских перевозок и уменьшения фрахтовых ставок на круизных дунайских линиях и т.д.

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны также напомнил, что постановление Верховной Рады Украины «О неотложных мерах по стабилизации финансово-экономического состояния предприятий водного транспорта Украины в связи с военными действиями НАТО против Союзной Республики Югославия» было принято еще в июне 1999 года.

В дальнейшем вопрос компенсации убытков периодически удавалось выносить на уровень Кабинета министров, а также на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН. К сожалению, практических результатов это не дало, констатирует экс-губернатор Одесской области. Единственное, что тогда реально удалось сделать для Украинского Дунайского пароходства, — это сохранить его в государственной собственности и фактически спасти от банкротства.

«Очевидно, что на протяжении последних лет тема компенсации убытков, понесенных украинскими судовладельцами вследствие действий НАТО против Югославии, относилась к разряду «неудобных». Стоит ли требовать компенсации от тех, кто в ближайшее время мог стать твоим союзником и партнером? Украинское руководство так стремилось понравиться Западу, что готово было махнуть рукой на национальные интересы, — уверен народный депутат. —Понятно также, что если Украина проиграла, то кто-то оказался в выигрыше. Эти «кто-то» — прежде всего судоходные компании европейских стран. За годы, прошедшие со времени двух балканских кризисов, произошла существенная переориентация грузопотоков, получили стимул к развитию порты Адриатики и Средиземноморья».

«Очевидно, что в нынешних условиях, когда вопрос о вступлении в НАТО снят с повестки дня и мы отдаем себе отчет в том, что решать проблемы собственного развития, вопросы национальной безопасности нам придется самостоятельно, без опоры на чужое плечо, новый Президент страны и новое правительство обязаны будут решить вопрос о компенсации убытков, понесенных вследствие балканских кризисов. Это позволит, в частности, обновить состав флота Украинского Дунайского пароходства и даст стимул для выхода отечественного морского транспорта на новые позиции. В противном случае мы будем все дальше уходить от статуса морской державы и обретать статус «страны у моря», — резюмировал автор статьи.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат