17.05.2009 | Культура

В одесской «лавке древностей» прошла «Ночь музеев»

В одесском музей личных коллекций имени Александра Блещунова, который называют «лавкой древностей», презентован проект «Вещь в себе» — в рамках Европейской акции «Ночь музеев — 2009».

В музее, в котором созданы разделы «Русская старина», «Буддийский Восток», «Западная Европа», «Украина», «Мусульманский Восток», «Христианство» и «Одессика», экспонаты всех залов оказались прикрытыми белой материей. Пять предметов были скрыты в специальных ящиках, угадывать их посетители должны были в ходе специальной игры, музейного квеста по наводящим вопросам. Найти разгадку помогали также видеоинсталляции. Поскольку вместимость музейных залов невелика, посетители заходили группами, а ожидающие своей очереди веселились прямо на улице, участвуя в импровизированном представлении, где нужно было перевоплощаться в Наполеона, Жозефину и прочих исторических личностей.

По мнению работников музея Блещунова, следует дать людям почувствовать, что музейное пространство — одно из немногих позитивных пространств нашей жизни. Надо помочь зрителям проявить активность! И это в музее, где по определению нельзя ни к чему прикасаться, листать старинные книги и так далее. Сегодня весь музейный мир как раз и трудится над тем, как найти пути и способы преодоления этого «состояния пассивности». К проектам, включающим в свою орбиту весь музей, здесь приходили постепенно. Сотрудникам наскучило поведение зрителей, обходящих залы, читающих этикетки, и при этом лишь иногда сличающих надпись на этикетке с экспонатом.

— Эта идея пришла из Европы, в Берлине давно проводится так называемая «Длинная ночь музеев»,рассказала директор музея имени Блещунова Светлана Остапова.Каждый год, 29 января, уже около 20 лет эта акция является звеном культурного туризма. На эту ночь заранее приобретают билеты и съезжаются со всей Европы. Наша акция приурочена ко Всемирному Дню музеев, который отмечается 18 мая. Те, ночи, которые проводили в нашем музее одесситы, состоялись в рамках Всеевропейской акции «Весна музеев». Непреложный принцип этой акции: бесплатное посещение зрителями. Инициаторами были парижские музеи, потом к акции активно подключились российские музейщики, и потихонечку начали подтягиваться украинские. В первый раз «Ночь в музее» проводили только два украинских музея, одесский и винницкий. Через год к акции присоединились несколько киевских музеев и один днепропетровский. А в третий раз — многие музеи Украины, но, к сожалению, мы не участвовали, с финансированием никто не помог. Тем не менее, именно тогда была сформулирована миссия музея личных коллекций.

В советские и постсоветские времена миссия была общей для всех музеев: сохранять, популяризировать, изучать… А теперь каждый музей должен понять, чем именно он может быть интересен своему городу, своим разновозрастным посетителям. Наша формула: «Музей — пространство для жизни». Хотя наш музей очень маленький, залы крошечные, но жить здесь можно. Здесь имеется пространство для творчества, познания. У нас работает школа юных экскурсоводов, где проходят практику студенты разных вузов. Музей — пространство для коммуникации, каждая наша выставка предполагает общение. В 2006 году во время акции «Ночь музеев» мы пригласили в выставочный зал настоящего яхтенного капитана, который обучал посетителей выполнять поворот оверштаг, сидя на табуретке и держа в руках палку от швабры да кусок веревки. Подключая воображение и пространственное мышление, рассматривая флажки и схемы яхтсменов, зрители испытывали, по их словам, огромное удовольствие.

Поиск различных музейных пространств — это наш путь, другие музеи должны поискать свои пути. Общаясь между собой, музейщики могли бы устроить соревнование самых интересных проектов, и пусть бы независимое жюри выбирало лучший из них, это может быть городской конкурс… Обобщая сказанное, замечу: музей сегодня подобен форпосту, ответственному за то, чтобы люди оставались людьми. Музейное пространство должно быть положительным и притягивающим к себе, оправдывающим ожидания людей. Мы ответственны за то, чтобы, придя в музей, человек не услышал грубого окрика смотрителя. Чтобы даже запрет трогать экспонаты руками прозвучал необидно. Чтобы посетитель получил предложение чем-либо заняться…

Добавим: проект «Вещь в себе» — финалист международного конкурса кураторских проектов «Искусство a priori: актуальные истории» Фонда развития современного искусства «Эйдос».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки