15.05.2009 | Культура

«Исааку Бабелю — граждане Одессы»: каким будет бронзовый Бабель?

В Одессе объявлено о начале нового этапа в реализации проекта «Исааку Бабелю — граждане Одессы», инициированного Всемирным клубом одесситов, передает корреспондент ТИА «Вікна-Одеса».

Об этом шла речь на сегодняшней пресс-конференции в клубе, где был дан ответ на главный вопрос — каким будет памятник великому писателю в его родном городе, Одессе. К слову, именно сегодня исполнилось 70 лет с того трагического дня, когда Исаак Бабель был арестован — «как иностранный шпион». На свободу он уже так и не вышел, погиб в январе 1940-го — его расстреляли...

Победителем международного конкурса на лучший проект памятника писателю в Одессе стал известный скульптор Георгий Франгулян (Москва). Его проект был одобрен и конкурсным жюри, и одесситами, которые приняли участие в общественном обсуждении, и семьей Исаака Бабеля — его вдовой Антониной Пирожковой и дочерью Лидией Бабель, которые проживают сейчас в США.

Всего на конкурс были присланы 24 проекта от 21 автора. Кроме одесситов, участие в нем приняли скульпторы из России, США, Израиля, Германии, Беларуси. Все заявки приходили на рассмотрение жюри в «зашифрованном» виде — под шестизначными номерами. Проекты были представлены макетами (разной сложности) и планшетами с изображением будущего памятника.

По словам директора Всемирного клуба одесситов Леонида Рукмана, который также входил в состав жюри, при вынесении вердикта учитывался не только эстетический облик будущего памятника, но и его габариты и возможность «вписаться» в конкретное место. Согласно решению Одесского горисполкома, памятник будет установлен по адресу: ул. Ришельевская, 18 (угол ул. Жуковского), напротив дома, в котором жила семья писателя.

Первоначально планировалось приурочить открытие к 70-летию со дня гибели писателя, в январе 2010 года. Однако, по словам специалистов, технологически неправильно было бы завершать работы в зимнее время, поэтому сроки перенесены — памятник Бабелю откроют к 13 июля 2010-го, ко дню рождения знаменитого одессита, прославившего Одессу далеко за ее пределами.

Как рассказал Георгий Франгулян, произведения Исаака Бабеля он считает литературой высочайшего уровня, а полюбил со школьной скамьи. Учась в московской школе у замечательного педагога Феликса Александровича Раскольникова, который занимался с ребятами литературой по авторской программе, он начал с «Конармии», а «Одесские рассказы» позже прочел самостоятельно. Одессу же впервые увидел в семилетнем возрасте — родители приплыли с ним из Батуми на теплоходе «Россия», впечатления от поездки остались очень яркие. Старая Одесса, по мнению скульптора, очень напоминает центр Тбилиси, где тоже растет множество акаций, платанов и каштанов…

Георгий Франгулян сегодня — один из самых востребованных и утонченных мастеров резца. Он является автором памятников Булату Окуджаве (на Старом Арбате) и Араму Хачатуряну (в Брюсовом переулке) в Москве, а скоро там же появится и памятник Иосифу Бродскому работы Франгуляна. Его монументальные произведения установлены во многих странах мира (это, в частности, памятник Петру Первому в Антверпене, Пушкину — в Брюсселе, знаменитая «Ладья Данте» в Венеции — единственная в мире городская скульптура на понтоне, уже ставшая туристическим символом города). Камерные скульптуры находятся в собраниях Третьяковки, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Так как же будет выглядеть бронзовый Бабель? Прежде всего, скульптор представляет его сидящим на ступенях, которые могут символизировать и Потемкинскую лестницу, и порог дома. Макет позволяет увидеть сидящую бронзовую фигуру в два раза больше натуральной высоты человеческого роста (Франгулян уточнил: три с половиной метра), которую словно отрезает от всего мира катящееся бронзовое же колесо.

А колесо это у кого-то вызовет ассоциации с колесом судьбы, кому-то напомнит об эйзенштейновской коляске, эффектно катившейся по знаменитым ступеням в фильме «Броненосец «Потемкин». Можно также вспомнить о колесах повозок из бабелевской «Конармии». Также приходит на ум образ колеса, отскочившего от телеги биндюжника Менделя Крика из «Одесских рассказов». Ландшафтные элементы, имитирующие ступени, будут выполнены из гранита. Также в проекте используется брусчатка, ранее снятая с одесских мостовых, она неровная, и ее уложат таким образом, чтобы создать впечатление «волн городского моря» (так сформулировал скульптор и член Одесского горисполкома Михаил Рева)…

Я не работаю по расценкам давно, иногда моя работа стоит очень дорого, иногда является подарком. Так было с Бродским, которого я подарил городу, а там 14 бронзовых фигур на постаменте. Кризисная ситуация диктует некоторые жертвенные действия со стороны автора, — говорит Георгий Франгулян. — Что касается Бабеля, я предлагаю одесситам подумать о надписи, которую можно было бы разместить на колесе: это может быть, кроме имени и фамилии писателя, какая-нибудь цитата из его произведений. Не считаю, что низкий постамент является недостатком, надеюсь, высокие пьедесталы остались в невозвратном прошлом, наша жизнь навсегда приобрела более демократический характер. На вопрос о возможном вандализме отвечу так: отморозки встречаются всегда, памятники надо охранять, да и реставраторам иногда надо дать заработать…

На сегодняшней пресс-конференции вновь отмечалось: проект «Исааку Бабелю — граждане Одессы» осуществляется без привлечения бюджетных средств, исключительно на пожертвования. Сегодня уже собрано свыше 180 тысяч гривен — из Украины, России, США, Израиля, Германии, Грузии, Эстонии, Франции, Канады, Швеции, Австралии, Латвии, Польши. 100 тысяч из этой суммы будут направлены на премии победителям международного конкурса: авторы трех лучших проектов получат по 50 тысяч, 30 тысяч и 20 тысяч гривен соответственно.

Так что, сбор пожертвований продолжается. Внести свою лепту можно, обратившись во Всемирный клуб одесситов (ул. Маразлиевская, 7). Поименный реестр всех, кто участвовал в сборе денег, будет помещен на хранение в Государственный архив Одесской области — на правах документа особой степени важности.

Справка. Георгий Вартанович Франгулян — скульптор, график, живописец. Заслуженный художник России. Родился в 1945 году в Тбилиси (Грузия). C 1956 года живет в Москве. Учился в МВХПУ им. Строганова (1964-1969). В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство, и с тех пор воплощает все произведения самостоятельно.

Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, а также создает графические и живописные произведения. Он автор многочисленных монументальных композиций, установленных, в разных городах на территории России и бывшего СССР, а также за рубежом.

Наиболее значимые из них: аллегорические фигуры на здании Российской Академии наук (1992-1993, бронза); скульптурная композиция «Распятие» для собора Святого Франциска в Равенне (освящена Ватиканом); памятники — Петру I в Антверпене (1998, бронза), А.С. Пушкину в Брюсселе (1999, бронза), императрице Елизавете в Балтийске (2003, бронза); Булату Окуджаве на Арбате и композитору Араму Хачатуряну в Брюсовском переулке в Москве.

Среди наград Георгия Франгуляна — Гран-при на Международном конкурсе малой пластики в г. Ньиредьхаза (Венгрия), Гран-при на Международном конкурсе скульптуры в Познани, золотая медаль Российской академии художеств, золотая Пушкинская медаль.

Персональные выставки мастера проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Риме, Кольмаре (Франция); Франгулян — участник многих международных выставок скульптуры. Работы Франгуляна находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, музеях в Сочи, Тамбове, Бердянске, Калининграде, частных коллекциях в Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии, Чехии, Болгарии.

Читайте также — Скульптор Георгий Франгулян: «Одесса — это концентрация радости».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки