10.11.2021 | Культура
Из сказочного сада – в знойную Испанию: премьера «Жар-птицы» и «Болеро» в Одесской опере
Репертуар Одесского национального театра оперы и балета пополнился еще одним великолепным спектаклем – двумя одноактными балетами «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского и «Болеро» Мориса Равеля.
И хотя театр из-за локдауна пока не работает, и два премьерных показа прошли без зрителей, журналистов пустили в зрительный зал и разрешили пообщаться с постановочной группой.
«Жар-птица»
«Что за премьера? – скажет «топовый поклонник» театра, не пропускающий ни одного спектакля и знающий наизусть весь репертуар. – Стравинского на одесской сцене поставили еще в 2013-м».
И будет прав. И неправ одновременно. Действительно, два одноактных балета на музыку И. Стравинского – «Жар-птицу» и «Весну священную» – поставили и показали на II Международном фестивале искусств в Одесской опере. Но с тех пор, по ряду объективных причин, постановка исчезла со сцены театра.
И вот теперь было решено возобновить «Жар-птицу». По словам балетмейстера-постановщика Георгия Ковтуна, концепция спектакля не поменялась.
– Хореография немного усилилась, потому что время вносит свои коррективы. То, что было раньше, мне уже неинтересно. Я добавил новые поддержки, новые движения. Тем более, что в театре появилась пара молодых исполнителей (Даниил Пащук и Анастасия Черняк), у которых есть сила, есть желание работать. Когда видишь молодой материал, с которым можешь работать, как с гибким пластилином, появляются новые идеи, – говорит постановщик.
Основные изменения в спектакли связаны с образом Кощея Бессмертного. В первой постановке его танцевали два артиста – один сидел на спине у другого. Это было очень неожиданное и интересное решение. Получалось воплощение абсолютного зла и абсолютного ужаса – многоголового, многорукого и многоногого. Танцоры то сплетались, образуя жутковатого паука, то разбегались по разным концам сцены.
При восстановлении спектакля оказалось, что повторить это невозможно. По словам заведующего балетной труппой Гарри Севояна, «не каждый артист выдержит носить на себе мужчину». Поэтому постановщик переделал партию Кощея на одного танцора. Правда, из-за карантина и невозможности нормально репетировать пришлось эту сложную партию разделить на двух артистов. Первое действие танцует один, второе – другой. На втором премьерном показе эту партию станцевали Павел Гриц и Денис Черняк. В новой постановке Кощей получился вполне традиционный, привычный нам по многочисленным сказкам.
О чем танцуют?
Балет поставлен по либретто знаменитого хореографа начала ХХ в. Михаила Фокина в редакции Г. Ковтуна.
В волшебном саду, где зреют золотые яблоки, обитают прекрасные птицы во главе с самой прекрасной Жар-птицей. Но всем понятно, что никакие это не пернатые, а красны девицы, заколдованные Кощеем Бессмертным. В этот сад забредает Иван-царевич, который сразу же влюбляется в Жар-птицу. Злобный же Кощей постоянно путается у влюбленных под ногами и подсовывает им золотые яблоки, ясное дело, отравленные. Жар-птица, дабы спасти возлюбленного и показать ему, что нельзя яблоки есть, надкусывает одно и засыпает волшебным сном. Царевич отправляется в царство злого монстра, сотворившего все это непотребство, и сражаясь с ним и его войском – пауками и летучими мышами, добывает яйцо, в котором спрятана смерть Кащея, разбивает, снимая тем самым заклятье с любимой и ее подруг.
В «Жар-птице» традиционно объединяется классическая (линия Жар-птицы и Ивана-царевича) и современная (линия Кощея) хореография. Но, по словам Г. Севояна, Ковтун – это своя хореография, не привязанная ни к одному определенному направлению».
– В театрах всего мира сегодня звучит Стравинский. Это как экзамен. Дирижер, продирижировавший «Весну священную» и «Жар-птицу». считается прекрасным дирижером. Его могут взять в любой театр. Балет, станцевавший это, вырос на голов пять-шесть. Там же каждый такт меняется счет, меняется ритм. Станцевать Стравинского – это показатель профессионализма, – говорит сам постановщик.
Но балет справился с непростой задачей на самом высоком уровне. Анастасия Черняк – гибкая, нежная, пластичная. Даниил Пащук – мужествен и романтичен. Несмотря на юный возраст, танцоры показали высокий профессионализм. Они танцуют так легко, что зрителю не видно, какой это тяжкий труд.
– В этом балете тяжелая хореография, были очень короткие сроки для подготовки, но, в целом, это хороший опыт, – говорит Настя.
– …И очень полезный. После этого балета можно спокойно выйти в любом другом и все сделать, даже не запыхавшись, – вторит ей Даниил.
Жаль, что пока не удается восстановить «Весну священную». Это связано с тем, что в театре сегодня не хватает мужского состава такого уровня, чтобы можно было осуществить эту масштабную и сложную постановку. Но Г. Ковтун и главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич не теряют надежды.
«Болеро»
Второй балет чуть более чем на 20 минут переносит зрителя в солнечную Испанию.
– Признаюсь честно, поставить этот балет – не моя идея, а директора театра Надежды Бабич. Она сказала, что хочет поработать с мной и давно мечтает о «Болеро». Ну, а мне только скажи… Сегодня во всем мире исчезает характерный танец. Он остался только в дивертисментной форме в некоторых балетах. И мне стало очень грустно, почему этот танец исчезает? Есть народные танцы, есть классический балет. А характерный танец – он между народным и классическим. И мне хотелось возродить эту традицию на балетной сцене… Я благодарен театру за то, что пошел мне навстречу. Да, было трудно, да, было необычно. Но я уже смотрю по зрителям, по публике – успех огромный. Мне самому хочется смотреть этот спектакль, – рассказывает Г. Ковтун.
Первый раз балет в концертном исполнении прошел во время балетного гала на фестивале «Бархатный сезон-2021».
О чем танцуют?
Изначально Г. Ковтун планировал поставить историю «Инфанта и шут». Но в процессе работы она трансформировалась в чистый любовный треугольник без финала.
Прекрасная сеньора (Екатерина Бурдик), гадая перед зеркалом на мужчину, то ли случайно, то ли из жадности, наворожила себе сразу двух (Дмитрий Шарай и Владимир Статный). А благородные идальго, завидев соперника, тут же учиняют дуэль. По счастью, в данном случае – танцевальную. Кто выйдет из нее победителем? Оба кабальеро так темпераментны и хороши, что даме предстоит непростой выбор. Я бы не взялась ей что-то советовать...
– Болеро – очень сложный для кордебалета спектакль. Задействовано почти 50 человек, на протяжении более чем 20 минут никто не уходит со сцены. И у каждого свои движения, немного своя хореография, свои направления. Если один человек выбывает, его сложно заменить. Чтобы вывести кордебалет в 50 человек, работало одновременно 80, – рассказывает Г. Севоян.
У солистов основная нагрузка легла на хрупкие плечи Екатерины Будрик. Она также почти все время находится на сцене.
– Работать было очень интересно, как всегда с Георгием Анатольевичем. Тяжело, но, когда вливаешься в его хореографию, получаешь удовольствие. Это характерная хореография, здесь нужно показывать эмоции, давать другую пластику, не ту, к которой мы привыкли, – объясняет она.
– С Ковтуном всегда работается интересно, четко, мощно, сильно. Он интересный человек, творческий. Он не дома готовится, ему приходят идеи в тот момент, когда он начинает ставить. Работа была напряженная, некогда расслабиться, – добавил Дмитрий Шарай.
Владимир Статный работает с этим постановщиком уже третий раз. Первый был в 2005 году в Кишиневе. Затем – в 2013-м в Одессе, «Весна священная». Но он тоже уверяет: к хореографии Г. Ковтуна невозможно привыкнуть:
– Ковтун нас всегда удивляет. В «Болеро» совершенно неожиданный темп.
«Болеро» – зрелище очень необычное, завораживающее. Четкий размеренный ритм, задаваемый ударными, выверенные движения танцоров, яркие костюмы. Постановщик в этом спектакле одновременно – художник. Он объединяет цвет и хореографию, на сцене происходит, по сути, борьба цветов.
Дирижером-ассистентом на обеих постановках выступил Виталий Ковальчук.
– Сегодня у меня премьера. Обе постановки – безумно интересно, яркая, эмоциональная, захватывающая музыка. Она не оставляет равнодушным никого, кто к ней причастен, – делится он своими переживаниями.
По словам В. Ковальчука, каждый дирижер со студенческих лет мечтает дирижировать Стравинского. Это как экзамен на творческую зрелость. Но не каждому везет осуществить мечту.
– Это математически выстроенная до мелочей партитура. Нужно вовремя сыграть, музыканты должны слышать соседа, вовремя вступить, подхватывать друг друга. Если кто-то один не справится, может рухнуть вся структура, – раскрывает он профессиональные тайны. – Что же касается «Болеро», то оно интересно тем, что на одном ритме выстроено произведение до невероятной кульминации. Одна тема проходит через все произведение.
Оба балета требуют расширенного состава оркестра. Пришлось добавить духовые и ударные. Не все музыканты поместились в оркестровую яму. В ближайшие к сцене ложи посадили дополнительные ударные. Это, конечно же, создало дополнительные трудности для дирижера, поскольку нужно было привыкнуть к такой посадке. Но оркестр справился на отлично.
– Сегодня я не почувствовал, что кто-то не ловит ритм, не идет вместе с оркестром. Музыканты хорошо справились. Все были очень увлечены игрой, – добавил дирижер.
Инна КАЦ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.