19.02.2009 | Город

Возмутитель спокойствия: в Одессе вспоминают архитектора Евгения Оленина

Сегодня в Одесском историко-краеведческом музее открылась выставка проектов известного художника и архитектора Евгения Оленина. Она приурочена к годовщине смерти мастера.

Прошел год, как перестало биться сердце Евгения Ильича Оленина. Срок не большой, чтобы осмыслить все сделанное им, и, тем не менее, достаточный, чтобы сформулировать главное. Оленин был талантливым архитектором, способнейшим организатором творческого процесса, человеком, влюбленным в Одессу, болеющим за судьбу Одессы. Уже всего этого было бы достаточно, чтобы его имя осталось в истории профессии, которой он себя посвятил, и города, над проблемами которого он многие годы он работал. И все же осознаешь еще нечто, более сущностное: Евгений Оленин был художником, выводящим общество из спячки, раздражителем, заставлявшим профессионалов определять свою позицию по отношению к настоящему и будущему Одессы. Он был возмутителем спокойствия.

Могу даже назвать точку отсчета. Ломкой стереотипов мышления, попыткой вернуть Одессе ее былое величие Евгений Оленин начал заниматься тридцать (!) лет назад, в1979 году, создавая проект «Пешеходная зона — Дерибасовская улица». Проект был выставлен для того, чтобы его увидели горожане, в Доме ученых, у него были противники и сторонники, но, главное, проект стал фактом не только культурной, но и общественной жизни Одессы, сформировал нового зрителя, уверенного, что и его точка зрения важна при решении задач градостроительства.

В 1979 году, когда Евгений Оленин громко заявил о себе в Одессе, ему было 35 лет. Он родился 23 сентября 1944 года в Смоленске. После войны его родители вернулись в родной город, в Одессу. Первое художественное образование Е.Оленин получил в Одесском художественном училище, а завершил постижение профессии художника, дизайнера, проектировщика в Ленинградской художественно-промышленной академии имени В.Мухиной.

Как считал сам Е.И.Оленин, высоко оценивая результаты учебы, как в «Грековке», так и в «Мухе», огранку мастерства он получил, будучи постоянным участником семинаров Центральной студии экспериментального проектирования — «Сенежский семинар», которым руководил Евгений Розенблюм, и Международной мастерской дизайна в Женье (Венгрия).

Любовь к Одессе, забота о будущем Одессы — стержень многих проектов Евгения Оленина. Но география его работ много шире. Все начиналось с проектирования центра молодежного туризма «Норус» в Эстонии, затем были реконструкция юрточного городка в столице Монголии — Улан-Батор, новая экспозиция в Политехническом музее и Музее Революции в Москве, художественное осмысление старого и нового в Коломне. Можно перечислять дальше — и проекты для Нью-Йорка и для Крыма, но со временем осознаешь, что были два главных направления.

И первое из них — Одесса.

После «Дерибасовской» (1979-1985 гг.) последовал проект театра Филармонии в Городском саду (1985) и, наконец, «Проект Одесса» — проектная программа по реабилитации объектов исторического центра. Множество объектов (по сути, самостоятельных проектов) включала в себя эта программа. Это и «Круглый дом», и квартал в Красном переулке, и жилой квартал по улице вице-адмирала Жукова. Что из того, что проекты эти не реализованы, несмотря на то, что эстетически они много убедительнее построенного (к примеру, тот же «круглый дом»), весь объем проекта — толчок для размышлений и архитекторов, и предпринимателей, и власти.

И второе направление, постоянная тема работы архитектора Евгения Оленина — память о жертвах Холокоста.

С 1991 по 2001 год шла работа над проектом «Дорога смерти» — комплексом, начинающимся в сквере Хворостина и завершающимся в селе Богдановка, на месте уничтожения евреев Одессы. Логическим продолжением этого проекта стал документальный фильм «Исход», снятый Евгением Олениным о малоизвестных событиях Холокоста на юге Украины.

Здесь нельзя не сказать, что Оленин был не только архитектором и художником, но и талантливым публицистом. Об этом свидетельствует и фильм «Исход», и несколько десятков его острых, взрывающих спокойствие, статей, опубликованных в «Вечерней Одессе», во «Всемирных одесских новостях», на украинских сайтах «Телекритика», «Мы здесь…». Такие статьи, как «Художник и город», « В поисках утраченной Одессы» и сегодня, спустя годы, остаются злободневными.

А теперь о последнем проекте, над которым работал Евгений Оленин — мемориалом в Бабьем Яру. К этому проекту были привлечены архитекторы многих стран, конкурс должен был выявить достойнейших. Увы, хоть было решение руководства Украины о проведении конкурса, но он и по сей день не завершен, не выявлены победители. А значит, не создается мемориал в Бабьем Яру. Как писал много лет назад Евгений Евтушенко: «Над Бабьим Яром памятника нет…». А ведь мечта увидеть его и была последней мечтой романтика и прагматика, философа и человека дела, художника и поэта Евгения Оленина.

Смерть Евгения Ильича Оленина вызвала немало добрых слов о нем в Одессе, в Киеве, Москве и Нью-Йорке. Кажется, наиболее емко и точно сказал о своем друге секретарь Союза архитекторов России, академик Андрей Боков: «Умер Евгений Оленин – художник и друг, мечтатель и общественный деятель, свободный в поступках и суждениях, скованный обстоятельствами и чувством долга.

Он учился в Питере, служил на Дальнем Востоке, работал в Таллинне, Москве, на Сенеже и в Нью-Йорке, но его жизнь и судьба посвящены Одессе. Он выстроил Одессу своей мечты, связав ее прошлое и будущее, с артистизмом, тонкостью, мастерством, страстью и любовью, на которую способны только жители особой страны и особого мира по имени Одесса. Он один из последних обитателей эпохи — Одессы ХХ века, бывшей состоянием души ее создателя и хранителя, без которого этот мир уже не будет прежним.

Он ушел, как уходят из жизни великие праведники, ушел набегу, забыв остановиться, не доделав и не досказав многого из того, что собирался сделать и сказать».

Нам остались его статьи, его фильм и, главное, проекты. Они и сегодня живые, будоражат воображение, вызывают потребность в диалоге, возмущают спокойствие тех, кто хотел бы отсидеться в тиши без политических, эстетических и этических бурь. Выставка проектов Евгения Оленина — это не демонстрация наследия, это участие мастера в живом творческом процессе наших дней.

Евгений Голубовский.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300
Аккерманская крепость
Адвокат