30.05.2018 | Общество
В Одесской опере впервые ставят Глюка
10 и 17 июня, а также 1 июля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы Кристофа Виллибальда фон Глюка «Орфей и Эвридика».
«Эта постановка будет очень интересна и театру, и зрителям, поскольку в Одессе Глюк ранее не шел. Более того, в репертуаре нашего театра нет еще таких опер – приближенных к стилю барокко», – говорит дирижер-постановщик спектакля Игорь Чернецкий.
Он рассказал, что из множества редакций этого произведения за основу спектакля в одесском театре взяли первую, итальянскую.
Опера ставится с таким расчетом, чтобы в ней в дальнейшем партию Орфея могли исполнять приглашенные солисты контр-теноры. Это, по мнению дирижера, даст спектаклю новое развитие. На премьере же одну из заглавных партий будут петь солисты-баритоны Богдан Панченко и Василий Добровольский.
«Это не будет музейный экспонат. Наше восприятие мира, наше восприятие этой оперы изменилось за 200 лет. Кроме того, история, которая легла в основу сюжета, преломляется индивидуальностью постановщиков и солистов», – добавил дирижер.
По словам режиссера-постановщика Павла Кошки, он вместе с И. Чернецким начал разрабатывать идею этой постановки еще два года назад. Осовременил оперу, сделал ее более близкой и понятной молодому зрителю. И, вместе с тем, не отошел от сюжета и текста оперы.
«Это вечная история – история любви и смерти. За два года было много идей, вариантов, пока мы не пришли к нынешнему. На него меня вдохновили проблемы сегодняшнего человека, развитие технологий. Орфей хочет вернуть свою любовь. В мифе ему в этом помогают боги. В наше время боги нам не смогут помочь в этом деле. Но есть масса технологий, которые стремятся заменить нам бога – в хорошем смысле слова. Основная концептуальная вещь в спектакле – очки виртуальной реальности, с помощью которых Орфей спускается в виртуальный ад, где он находит свою умершую жену – Эвридику», – рассказывает постановщик.
Основная мысль, которую режиссер хочет донести зрителю: вернуть прошлое нельзя. Те, кто пробуют это сделать, только вредят себе. Не стоит смотреть назад. Даже если случилось горе, нужно идти вперед…
«Мы ничего не придумали, в постановке исходим из музыки, выражаем ее суть. История вечная, она трогает нас и сейчас. Мы сделали открытый конец, и после спектакля мне будет интересно пообщаться со зрителями, узнать их мнение: это получился хеппи энд или нет», – добавил П. Кошка.
Художник-постановщик – Петр Богомазов. Сценография спектакля лаконичная, на сцене нет задников, декораций. Художник использует плунжеры (механизированная поднимающаяся часть плана сцены), которые в Одесской опере есть еще с 1920-х годов. Они создают путь, по которому Орфей идет в ад, в Элизиум, и по которому возвращается назад.
По замыслу режиссера, тоскующий по умершей от укуса змеи жене, Орфей попадает в виртуальную реальность, используя очки, которые ему дает Амур. В первой сцене зритель увидит кладбище будущего, где души умерших людей закрывают в световые шары.
Орфей прощается с Эвридикой и отпускает ее дух в созвездие Памяти (в его «роли» будет созвездие Девы). Герой отправляется туда, чтобы освободить душу Эвридики. В виртуальной реальности образ Орфея разделится. Певца будет дублировать артист балета.
Хореограф Алексей Скляренко трактует эту постановку как погружение Орфея не в виртуальный мир, а в себя. Внутренний ад гораздо более страшный, чем тот, что нам рисуют мифы, считает он.
«Орфей – человек, а Эвридика – это любовь. Орфей, проходя сквозь свой собственный ад, возрождает в себе любовь. Такая трактовка дает широкое поле для фантазии, поиска пластического выражения», – рассказывает А. Скляренко.
Фото Инны Кац.
30.05.2018 | Чрезвычайное происшествие
В Одессе – еще один пожар в жилом доме: мужчина – в тяжелом состоянии
30.05.2018 | Чрезвычайное происшествие
Сегодня в центре Одессы горел жилой дом – погиб человек (фото)