13.05.2017 | Культура

Возвращение легенды: в Одесской музкомедии зацвела «Белая акация»

Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного, в этом году отмечающий свое 70-летие, представил новую постановку легендарной оперетты «Белая акация» Исаака Дунаевского.

Премьеру в Музкомедии хотели приурочить к началу цветения дерева, давшего названия пьесе. Даже в Ботанический сад звонили, консультировались, чтобы определиться со сроками. Ученые-ботаники подвели: ориентировались по прошлому году, когда была ранняя весна, и в десятых числах мая деревья покрывали «белой акации гроздья душистые».

В этом же году весна не торопится, и сегодня на акации только распускаются робкие листочки. Но… погода-погодой, а премьера – по расписанию. И, невзирая на все капризы природы, в назначенный срок на сцене театра расцвела «Белая акация».

По словам режиссера-постановщика, главного режиссера театра Владимира Подгородинского, он не счел нужным «осовременивать» пьесу, так как «Белая акация», впервые поставленная в 1956 году, – это уже классика. Но он «актуализировал» ее. Так что зритель увидел спектакль по оригинальному либретто Владимира Масса и Михаила Червинского в редакции В. Подгородинского.

«Это тема, которая сегодня очень важна. Это спектакль о любви к родному городу. Он посвящен Одессе абсолютно. Моя задача была для себя каким-то образом сформулировать, что такое этот мой любимый город Одесса, из чего он создан. Для каждого Одесса имеет свой аромат, смысл. Для меня Одесса – это, прежде всего, гордость за свой город, давший миру Бабеля, Гилельса, Рихтера… Одесса – это мальчишка или девчонка лет 12-ти, который хочет бежать кататься на самокате, а мама останавливает и дает скрипку: играй! Пока не выучишь, не пойдешь гулять. Это моя жизнь. Это мое воспоминание о прошлом. О тех бесконечно порядочных, чистых и понятных отношениях наших родителей. Это спектакль – очень добрая ностальгия по тому, что мы утрачиваем», – рассказал режиссер незадолго до премьеры.

Главный художник театра Станислав Зайцев отметил, что постановка «лишена быта». По его словам, это атмосферный спектакль, в котором смешались разные жанры – оперетта, шоу, драма. А дирижер Вадим Перевозчиков определил его как «поэма о любимом городе».

Авторы постановки – уже четвертой за более чем 60 лет – задумывали спектакль как признание в любви к родной Одессе. А получилось – признание в любви к городу их юности, к ушедшей молодости.

Возможно, такому эффекту способствовало то, что на премьере на сцену вышел «звездный» состав, а это в основном «возрастные» актеры. Все они за исключением, пожалуй, Ирины Ковальской (Тося), Дениса Фалюты (кинорежиссер Апп), Виталия Платова (Женя Моргунов), да Саши с Лешей (Александр Олтянов и Александр Прокопович), на поколение старше своих героев. И блистательный (без преувеличения) актер Владимир Фролов играет не столько Яшку-буксира, сколько первого исполнителя этой роли – Михаила Водяного, играющего Яшку-буксира. Трудно сказать, сделано это специально или артист просто не нашел своей интонации, своего видения образа…

Этот спектакль – об Атлантиде. О городе, гибнущем под напором времени, как мифический остров под напором волн. И уже непонятно – был он или это все придумали жившие здесь писатели. Не та уже Одесса, и давно нет китобойной флотилии, и уходят люди, помнящие, как в двадцатых числах мая, когда город утопал в аромате акации, китобои входили в порт и тысячи одесситов сбегались встречать их. Да и самой акации на наших улицах с каждым годом все меньше.

И надо объяснять молодым зрителям, почему знатный гарпунер Петр Тимофеевич Чумаков (Сергей Мильков) пылает такой классовой ненавистью к Яшке-буксиру, и почему умение последнего достать дефицитный товар (например, шоколадные конфеты «Тузик») называется не коммерцией, а спекуляцией…

Но когда на сцене были молодые артисты, спектакль играл совершенно другими красками. Невероятно заразительными были трио Тони, Саши и Леши и морской танец в исполнении кордебалета театра.

Несомненно удачным решением было выпустить на сцену «одесских вундеркиндов» – учеников «Театральной продленки» и знаменитой школы им. П. С. Столярского – детей, которых их родители мечтают видеть будущими ойстрахами, рихтерами, костанди и улановыми. Твердая вера одесских мам в абсолютный талант их детей – пожалуй, это то немногое, что остается в нашем городе неизменным…

В конце спектакля на сцену вышли первые исполнительницы ролей Тони и Ларисы – Идалия Иванова и Евгения Дембская. И. Иванова пожелала новому спектаклю долгого плавания.

– Жаль, что мы уже не можем играть в нем, – сказала актриса.

Она спела припев из знаменитой арии, ставшей гимном Одессы, и с Идалией Валерьевной пел весь зал.

…Когда я выходила из театра, женщина рядом со мной печально вздохнула:

– Жаль, родители не дожили…

Инна Кац, фото Олега Владимирского.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300