21.04.2017 | Наука

Ученые выяснили, как в Средние века боролись с «живыми мертвецами»

В Средние века люди боялись появления "живых мертвецов" и весьма странным способом пытались предотвратить подъём умерших из могилы.

Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»

Об этом свидетельствуют результаты исследования человеческих останков, обнаруженных при раскопках в заброшенной деревне Северного Йоркшира, Великобритания.

Кости, относящиеся к периоду XI–XIV веков, были подняты при раскопках на участке деревни Уоррам Перси (Wharram Percy). Они несут признаки того, что их жгли и калечили.

Ранее эксперты предполагали, что странное обращение с телами практиковалось с останками людей из другой деревни, либо что это трупы тех, кого съели во времена голода. Однако позднее эти гипотезы не подтвердились.

Теперь же учёные делают вывод, что найденные останки доказывают: целью этих действий было не позволить мертвецам выйти из могил и тем самым угрожать остающимся в живых.

В Средние века существовали поверья, что мёртвые могут выходить из могил, бродить по округе, распространять болезни и нападать на встречных.

Превращаться в оживших мертвецов, по поверьям, были способны те, в ком и после смерти осталась злобная жизненная сила, кто совершал злодеяния и был исполнен зла при жизни.

Средневековые авторы описывали различные способы избавиться от оживших мертвецов. В частности, требовалось выкопать тело, обезглавить его, отделить конечности и сжечь.

Группа сотрудников Университета Саутгемптона и Британского правительственного агентства по изучению наследства предков Historic Englang изучила 137 костей, найденных на территории деревни. Эти останки принадлежали как минимум десяти разным людям.

Учёные обнаружили отделённые конечности, следы сжигания частей тела и кости, сломанные покойникам намеренно. Многие тела были обезглавлены.

По мнению авторов статьи, вышедшей в издании Journal of Archaeological Science Reports, таким образом жители деревни стремились предотвратить выход покойников из могил.

Археологами был проведён анализ состава зубов. Он позволяет получить сведения о геологических особенностях места, где жил человек будучи ребёнком. Его результаты показали, что эти люди появились на свет вблизи от места их погребения. Это позволяет отвергнуть версию, что с их останками поступили столь жестоко, поскольку в этой деревне они были чужаками.

По словам Алистера Пайка (Alistair Pike), профессора археологии из Университета Саутгемптона, для нынешней группы учёных оказалось удивительным, что версия о чужаках в итоге не подтвердилась. Поначалу считалось, что столь необычно жители деревни поступали именно с телами пришлых.

Эксперты также отвергли гипотезу о том, что тела были использованы в пищу жителями деревень во время периодов голода, нередких в Средние века.

Если бы дело было в каннибализме, следы от ножей были бы сгруппированы в местах прикрепления к костям крупных мышц или вблизи крупных суставов. Однако, как говорят исследователи, кости, найденные в деревне Wharram Percy, имеют такие отметины в основном в области головы и шеи.

По мнению Саймона Мэйза (Simon Mays), биолога и специалиста по человеческому скелету из общества Historic England, лучше всего объясняет найденные следы на останках идея о том, что найденные тела жгли и отделяли от них конечности для того, чтобы воспрепятствовать выходу этих покойников из могил.

"Если мы правы, то это является первым достоверным археологическим свидетельством существования подобных обычаев. Это позволяет нам реконструировать картину тёмных средневековых поверий, а также наглядно понять, насколько средневековое видение мира отличается от современного", — заключает учёный.