25.09.2014 | Наука

На древнегреческих вазах обнаружены имена амазонок

Эдриен Мэйр (Adrienne Mayor) из Стэнфордского университета и Дэвид Сондерс (David Saunders) из Музея имени Пола Гетти и их коллеги изучали древнюю керамику периода 550-450 годов до новой эры.

На 12 античных ваз были нанесены надписи и рисунки, изображающие амазонок — легендарных воительниц — во время охоты или битвы.

Фонетические транскрипции этих надписей учёные предоставили лингвисту Джону Коларуссо (John Colarusso) из университета Макмастер в Канаде. Он же выяснил, что надписи означают имена амазонок: Принцесса, Непобедимая, Прекрасная Талия и тому подобное.

Статья об этом исследовании, вышедшая в журнале Hesperia, даёт лингвистам новое представление о языках, на которых говорили жители побережья Чёрного моря более 2500 лет назад. Большую часть этой территории занимали скифы, военные противники и торговые партнёры античных греков.

Авторы новой работы полагают, что надписи на вазах, которые по большей части оказались бессмысленными, представляли собой попытки греков записать речь скифов. Тем не менее, имена амазонок оказались первыми осмысленными фонетическими сочетаниями, которые учёным удалось распознать.

Сами воительницы-амазонки долгое время считались мифическими персонажами. Но однажды археологи обнаружили скифские захоронения настоящих женщин-воинов. Для античного мира такое явление было крайне необычным, поскольку половая сегрегация в те времена была в самом расцвете. Женщины по большей части жили отдельно и были весьма ущемлены в правах, поэтому дамы в мужской одежде и обладающие умениями сильного пола вызывают у историков недоумение.

Коларуссо обнаружил различные интересные имена и соотнёс их с изображениями героинь на вазах: лучница носила имя Боевой Клич, всадницу звали Героиня Доспехов, а Прекрасная Талия, судя по всему, была самым чувственным из персонажей. На одной из ваз, где были изображены две амазонки на охоте с собаками, осталась надпись, оказавшаяся греческой транслитерацией абхазского выражения "спустить собак".

"Все эти необычные клички на самом деле были боевыми прозвищами, а не настоящими именами воинов. В то время редко представлялись своим именем, важнее было показать свою репутацию, чем происхождение", — поясняет Коларуссо.

Добавим, что с V-VI веков до новой эры, когда процветала торговля керамикой на побережьях Средиземного моря, сохранилось около полутора тысяч ваз. Многие были украшены боевыми сценами с участием героев (Геракла или Ахиллеса, например), а также подписаны ничего не значащими буквосочетаниями.

Амазонки были очень популярной темой для живописи в те века, но в каждый период они изображались по-разному. Так, к примеру, после скифского вторжения во Фракию, воительниц стали изображать облачёнными в скифские туники, брюки и головные уборы, они сидели верхом, стреляли из луков и метали топоры.

Насчёт бессмысленности надписей на вазах историки уже начали сомневаться. Вполне вероятно, что смысл у этих слов был, просто пока у учёных нет возможности понять, какой.

Так, Коларуссо однажды расшифровал надпись на вазе 400 года до новой эры, на которой был изображён блюститель закона с мёртвым гусём в корзине. Это произведение искусства хранится в музее Метрополитан в Нью-Йорке, и историки попросту переписали надпись с неё, не показывая лингвисту содержания рисунков.

Оказалось, что фраза, записанная на вазе, переводилась как "Этот воришка крадёт у того человека" с древнего черкесского языка, что вполне согласовывалось с рисунком. Примечательно, что Афины в ту эпоху охранялись скифскими "полицейскими", чью речь, судя по всему, и пытался запечатлеть художник.

В исследовании было использовано всего 12 ваз из 1500, которые сохранились до наших дней. Чтобы узнать больше о том, как греки записывали своим алфавитом иностранные слова, необходимо будет проанализировать гораздо больше образцов. Более того, учёные уверены, что такой анализ позволить пролить больше света на историю античных стран и их взаимоотношений с соседями.

Вести.Ru

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат