19.09.2014 | Наука

Среди предков европейцев обнаружены загадочные сибиряки

Голубоглазые смуглые охотники смешались с кареглазыми белокожими фермерами и образовали популяцию, которая пришла в Европу с Ближнего Востока. Но также к ним присоединились таинственные люди из Сибири.

В итоге был окончательно сформирован генетический ландшафт континента. Данные выводы учёных основаны на анализе геномов десяти древних европейцев.

Сельское хозяйство возникло на Ближнем Востоке – на территории современной Сирии, Ирака и Израиля, и расширилось до европейских земель около 7500 лет назад. Множество доказательств свидетельствуют о том, что этот новый образ жизни распространился не только благодаря обмену идеями, но и с волной мигрантов, которые скрещивались с коренными европейцами – охотниками-собирателями, встречавшимися на их пути.

Все предположения о происхождении европейцев были основаны в значительной степени на генетических данных, полученных от живых людей. Но анализ геномной ДНК, извлечённой из древних костей, поставил под сомнение некоторые из преобладающих теорий, подбросив несколько сюрпризов.

Геномная ДНК (в отличие от митохондриальной) содержит биохимические инструкции по созданию человека и находится в пределах ядер наших клеток.

В новой исследовательской работе профессор Дэвид Рейч (David Reich) из Гарвардской медицинской школы совместно со своими коллегами изучил геномы семи охотников-собирателей из Скандинавии, одного фермера, чьи останки были найдены в пещере Люксембурга, и древнейшего фермера, жившего некогда рядом с немецким городом Штутгартом.

Охотники прибыли в Европу за тысячи лет до появления сельского хозяйства, переждали ледниковый период на южных территориях, а затем, когда ледовые щиты отступили от центральной и северной Европы (во времена мезолита), заполнили европейские земли.

Все они были близко связаны друг с другом, и их генетический профиль не коррелируется ни с одной из современных европейских популяций, так как они стали смешиваться позднее с прибывающими в Европу фермерами. Их гены, однако, по-прежнему присутствуют в европейцах, причём в большей степени на северо-востоке, чем на юге континента.

С геномом ранних фермеров была совершенно иная история. Из ныне живущих популяций ближе всего к ранним фермерам с точки зрения генетического профиля – жители современных Сардинии. Они довольно сильно отличаются от коренных охотников. Возможно, из-за того, что ранние земледельцы могли быть долгое время изолированными на Средиземноморских островах, и поздние миграции, сформировавшие всю остальную Европу, затронули их совсем немного.

В то время как первые фермеры имеют генетическое сходство с людьми Ближнего Востока на глобальном уровне, они значительно отличались от них во многих других аспектах. Профессор Рейч предполагает, что более поздние миграции фермеров разбавили их генетический материал в этом регионе.

"Только получая образцы древней ДНК из останков вдоль потенциальной тропы с Ближнего Востока в Европу, мы сможем подтвердить или опровергнуть наши выводы, – говорит Рейч. – Тогда мы поймём, верны ли наши предположения. Но в любом случае результаты будут весьма интересными".

Однако изучение древних образцов в этих регионах – крайне непростая задача, ведь ДНК быстрее разрушается в более тёплом климате.

Гены пигментации, переносимые охотникам и фермерами, показали, что ранние фермеры были похожи на многих современных европейцев: у них были тёмные волосы, белая кожа и карие глаза. А вот охотники-собиратели показались бы нам очень необычными с неожиданным сочетанием тёмной кожи и голубых глаз. В настоящее время подобное сочетание практически не встречается.

В прошлом году доктор Карлес Лалуеза-Фокс (Carles Lalueza-Fox) опубликовал результаты изучения генов охотника из Испании, который жил 7 тысяч лет назад. Древний человек тоже был темнокожим и голубоглазым, и исследователь предположил, что этот пример не был единичным.

"Как это ни парадоксально, но бледнокожесть современные европейцы унаследовали от своих ближневосточных предков, – комментирует Рейч. – Однако в этом есть и своя эволюционная выгода: светлая кожа помогает производству витамина D. Охотники и собиратели получали этот витамин из продуктов питания, так как его достаточно много в животной пище. Но земледельцам неоткуда было получать его, так что кожа под воздействием солнечных лучей начала синтезировать витамин D".
Когда учёные проанализировали ДНК 2345 современных людей, они обнаружили, что треть современного населения Европы получила неизвестное слагаемое генетического кода. Это дополнительное племя является самым загадочным – и, что удивительно, связано с коренными американцами.

Два года назад это впервые было выявлено в ходе анализа европейских геномов. Однако эта информация не была подтверждена до 2013 года, когда учёные расшифровали геном мальчика, похороненного неподалёку от озера Байкал в Сибири 24 тысячи лет назад.

У этого человека было обнаружено генетическое сходство как с европейцами, так и с коренными американскими индейцами, но вот азиатских генов (принесённых с востока в Сибирь и характерных для сегодняшних американцев) не было замечено.

У скандинавских охотников, живших 8 тысяч лет назад, уже были обнаружены некоторые признаки скрещивания с этой группой населения, но у древнего охотника из Люксембурга и фермера из Германии – нет. Это даёт основания предположить, что таинственные сибиряки присоединились к созданию европейского генома уже после того, как сельское хозяйство укоренилось в Европе.

"Наличие этих компонентов в геноме любого современного европейца объясняет разнообразие населения различными пропорциями этих трёх групп наших предков", – отметил Лалуеза-Фокс.

"Почти все европейцы ведут свою родословную от всех трёх родовых групп, – комментирует научный сотрудник лаборатории Рейча Иосиф Лазаридис (Iosif Lazaridis). – Различия между ними обусловлены относительным содержанием родословной. Северные европейцы в большей степени охотники-собиратели, а вот около 50% литовцев и южных европейцев, скорее, фермеры".

У средиземноморских групп (например, мальтийцев, а также евреев-ашкенази) было обнаружено больше ближневосточных генов, чем ожидалось, в то время как северо-восточные европейцы (финны и саамы), а также некоторые жители севера России в большей степени азиатского происхождения.

Исследование также показало, что ранние фермеры и их европейские потомки восходят к ранее неизвестной старейшей линии, названной базальные или исходные евразийцы (basal eurasians). Эта группа – самая ранняя из популяций, покинувшая Африку 60 тысяч лет назад.