«Служитель смеха» Макс Линдер


«О, комик, мим непревзойденный,
В электро-мире ты — один!
Прими от нас сей стих влюбленный,
Эпохи нашей исполин!»

Этой восторженной одой Южная Пальмира встречала мировую знаменитость — французского комика Макса Линдера, совершившего в декабре 1913 года непродолжительное турне по Российским городам.

В Одессе — четвертом городе Российской империи — гастролировали практически все мировые знаменитости, к которым разборчивая одесская публика относилась весьма придирчиво.

В начале ХХ века имя великого комического артиста было известно всем и не нуждалось в комментариях, но для сегодняшних читателей расскажем вкратце о Максе Линдере. По мнению одесского критика того времени — «главной сферой деятельности его был смех, и он умел вызывать его в зрителях тысячью доступными ему средствами».

Настоящее имя Макса Линдера — Габриэль Максимилиан Лёвьель. Будущий великий артист родился 16 декабря 1883 года в Сан-Лубе (департамент Жиронда во Франции) в семье состоятельного винодела. Благополучные буржуа были против решения сына стать актером, однако Габриэль, несмотря на протесты родителей, уехал учиться актерскому мастерству в Бордоскую консерваторию. Окончив ее, Лёвьель играл в местном театре, затем безуспешно пробовал свои силы в нескольких парижских театрах. В это время под влиянием пленивших его своим мастерством артистов: Макса Дирли и Марсель Линдер — родился его псевдоним — Макс Линдер, и под этим псевдонимом он добился первых успехов, начав сниматься в 1905 году в кинофильмах на студии знаменитых братьев «Патэ» (Pathe).

Макс Линдер оказался чрезвычайно органичен для делающего первые шаги немого кино. Блестящий комедийный актер, он создал образ элегантного, невозмутимого, влюбчивого повесы, часто попадающего в смешные ситуации. Перед первой мировой войной он завоевал невероятную популярность во всей Европе: стал «королем комедии», встречи с которым искал Чарли Чаплин, называвший себя его учеником. Творчество Линдера ознаменовало во французском и мировом кино переход от бездумного трюкачества к тонкой иронии и психологическим зарисовкам.

Но вернемся к триумфальным гастролям великого комика в России, во время которых его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. Маршрут Макса Линдера включал крупнейшие города Российской империи: Петербург, Москву,Киев, Одессу, Варшаву.

Пребывание артиста в Одессе описано писателем — одесситом Юрием Олешей в повести «Ни дня без строчки»:

«…Трудно вам передать, как был знаменит Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, ботики, покрой, прически, манеры назывались его именем.

— Макс Линдер! — слышалось на улице. — Макс Линдер!

Это был маленький, изящный, вертлявый молодой человек, хорошенький, черноглазый, с тоненькими усиками, которого мы всегда видели одетым с иголочки. Цилиндр Макса Линдера! Как много он занимал внимания тогда.

Он был настолько невелик ростом, что, взобравшись на ограду кафе, я увидел его цилиндр сверху. Совершенно верно, он был совсем маленький, крошка, маленький франт в цилиндре, в черной крылатке, хорошенький, с усиками.

Его ждали в кафе, и вот он прибыл.

— Макс Линдер! Макс Линдер!

Я вишу, ухватившись за узор ограды, и в моей сведенной ладони еще и скомканные листья, потому что ограда чем-то увита, каким-то плющом.

Это происходит вечером, в эпоху, когда еще не применяются прожектора для уличных целей, когда электричество еще не слишком ярко. Усики Макса Линдера блестят так, как блестели бы, освещай их попросту свеча. Он розовощек, и глаза его блестят.

Его встречают аплодисментами, он входит меж каких-то поручней и исчезает для меня навсегда. Ну что ж, во всяком случае, я его видел живого, Макса Линдера!.. Он покончил с собой одновременно со своей молодой женой. Чаплин называет его учителем. Макс Линдер, между прочим, отмечает огромный композиторский дар Чаплина. Мы убедились в cправедливости этого мнения.

— Макс Линдер!

Его имя было широко известно. Оно стало нарицательным. Быть Макс Линдером значило быть франтом…»

Хронология одесских выступлений отражалась в одесской периодике и о событиях почти столетней давности можно судить по журналам и газетам тех лет. Это, во-первых, прекрасный журнал «Дивертиссмент», многие интересные статьи из которого опубликованы заведующей отделом искусств Одесской национальной публичной библиотеки им. М. Горького Т.В. Щуровой. По ее совету исчерпывающие сведения о сроках пребывании Макса Линдера в Одессе были почерпнуты нами из нескольких номеров газеты «Одесское обозрение театров» за декабрь 1913 года.

Макс Линдер со своей небольшой труппой остановился в фешенебельной во все времена Лондонской гостинице на Николаевском (Приморском) бульваре. Поначалу, судя по анонсам, планировались только три спектакля Макса Линдера «с ансамблем» в Городском театре: 18, 19 и 20 декабря.

Все три дня в первом отделении были представлены классические оперы в исполнении одесских артистов и только во втором — «скетч в одном действии «Любовь и танго», сочинение Макса Линдера». Кроме мировой знаменитости в пьесе участвовала его партнерша — красавица госпожа М. Митчел и господа артисты Горби и Ферраль. Интересно, что в первый день «цены на ложи и кресла возвышены, в амфитеатре и галерее — бенефисные». Однако, во второй и в третий дни гастролей — «цены обыкновенные».

Снижение цен никак не означало провала Макса Линдера, так как гастроли были продлены, и маленькая труппа показала одесской публике еще два искрометных спектакля «по общедоступным ценам».

В воскресенье, 22 декабря, в дневном спектакле, начавшемся в 12 часов, был представлен вновь пользовавшийся успехом одесситов скетч «Любовь и танго». А вечером состоялся бенефис Макса Линдера и его партнерши мисс Митчелл с новой программой. Они исполнили: «русский танец (гопак), совместно с солистами балета одесского городского театра, в постановке балетмейстера И.И. Ковальского», затем «английский модный танец» и «новый скетч в одном действии, сочиненный Максом Линдером, «Педикюр по любви».

В этот насыщенный выступлениями день в гримуборной одесского городского театра были мастерски сделаны два стереопарных снимка: Макса Линдера и его партнерши М. Митчел. Фотограф не оставил на обороте своего имени, но поставил четкий штамп с датой: «22 декабря 1913 года». То, что на снимке запечатлен великий комик, не вызывает сомнений, достаточно сравнить фотографию с известными подписными снимками артиста, да и шаржированными рисунками «с натуры» одесских художников — карикатуристов, например, Михаила Линского.

А вот молодая женщина на парном снимке, предположительно, М. Митчел. Во всяком случае, фотография партнерши Линдера, размещенная в №1 журнала «Дивертиссмент» за 1914 год, очень напоминает красавицу на нашем снимке.

Не вызывает сомнения и закулисный интерьер, на фоне которого сняты артисты — гастролеры. Зеркало — трельяж со специальными лампами — подсветками — неизменный атрибут театральной гримерной всех времен. Редкая фотография показывает не только мировую знаменитость, посетившую Одессу, но и служебные помещения Городского театра, где артисты готовились к выступлениям.

Как мы установили, 22 декабря 1913 года Макс Линдер со своей маленькой труппой находился в Одессе, таким образом, можно считать доказанным, что интереснейшие стереопарные снимки мировой знаменитости сделаны в Одессе. Уникальные снимки «пришли» из Европы в собрание неутомимого одесского коллекционера и предпринимателя Михаила Юрьевича Измайловского. Не исключено, что они хранились у потомков Макса Линдера или у потомков фотографа, сделавшего удачные снимки.

Стереофотография отличалась от обычной фотографии тем, что создавала иллюзию объемности изображения. Стереоснимки производились специальным стереоформатным аппаратом, а просматривались стереопары с помощью прибора — стереоскопа, в котором эффект объемности достигается путем разделения картинок для левого и правого глаз. Стереофотография развивалась параллельно обычной фотографии на протяжении 170 лет, но ее художественные возможности до сих пор еще плохо изучены.

В Одессе модное иностранное изобретение — стерефотоаппараты и стереоскопы — были широко распространены. О выполнении стереоскопических снимков заявлял в газетном объявлении 1856 года первый одесский фотомастер Филипп Гааз. Замечательные стереофотографии выполняли одесские фотографы — профессионалы и любители: Л. Деген, Ю. Коншин, Н. Сорочан и другие. Однако, на большинстве стереоснимков сюжеты ландшафтные, а не портретные, как в случае со стереопарными фотографиями Макса Линдера и его партнерши.

Дальнейшая судьба мировой знаменитости складывалась по-разному. Когда началась первая мировая война, он вступил в армию, где его использовали в качестве шофера. Ведомая Максом машина попала в автокатастрофу, и только маленький рост спас Макса Линдера от гибели. Однако, слух о смерти популярного артиста молниеносно разнесся по всему миру, и уже через несколько дней в Париже русскоязычным издательством «В.Т.» была выпущена прошедшая военную цензуру фотооткрытка артиста в военной форме с надписью: «Убит под Льежем». Открытка попала в продажу и разошлась раньше, чем прозвучало опровержение печального события.

Слух оказался ложным, хотя справедливости ради нужно сказать, что, по мнению некоторых исследователей, вся эта шумиха была лишь рекламным трюком для привлечения внимания публики к имени артиста, популярность которого немного упала.

«Печальная» открытка с ошибочной надписью служит украшением части нашей филокартической коллекции, которую составляют выдающиеся персоналии, связанные с нашим городом. А Макс Линдер, как мы установили по публикациям 1913-1914 гг, провел в нашем городе целую неделю: с 17 по 23 декабря, с успехом выступая в Городском театре (ныне Одесский национальный театр оперы и балета).

Талантливому комику немого кино не суждена была долгая жизнь — он закончил свой жизненный путь в 1925 году, не дожив до расцвета звукового кинематографа.

Великие актеры Великого Немого ушли в небытие вместе со своей эпохой, лишь несколько имен на слуху современной публики. Дочь Макса Линдера — Мод — в 1960-х годах разыскала в архивах мировых фильмотек несколько фильмов своего отца и на их основе выпустила фильм «В компании Макса Линдера», который памятен многим людям старшего возраста. Благодаря этому фильму продлилась мировая слава великого актера, ушедшего из жизни в 1925 году.

Мы назвали эту статью: «Служитель смеха». Так называл себя сам Макс Линдер, считая «служение смеху такой же ответственной и большой работой, как и всякое служение искусству». В своем обращении к российской публике, опубликованном в журнале «Дивертиссмент», он писал: «Мне доставляет искреннее и громадное удовольствие, что в тысячах мест, разбросанных по всему миру, я хоть на несколько минут могу отвлечь усталых людей от их забот и заставить рассмеяться веселым смехом». Благодаря технике кинематографа число зрителей Макса Линдера увеличилось до десятков миллионов.

Словам великого комика вторил одесский автор хвалебной оды:

«Ты — маг безудержного смеха…
Кипящих шуток лицедей.
Лишь ты явился — и потеха
Тотчас объемлет всех людей.
Огнем ритмических движений,
Оскалом блещущих зубов,
Ты с наших душ сгоняешь тени
Угрюмых дум, тоскливых снов…»

Другой одесский критик, скрывшийся под псевдонимом «Фавн» (по всей вероятности, известный революционный деятель Вацлав Вацлавович Воровский), писал: «Он не Поссарт, не Сальвинии, не Коклен, и играет не Шекспира, Шиллера и Мольера, а всего лишь маленький забавный скетч. Смотрите, слушайте и смейтесь. Ведь только этого хочет, в сущности, от нас Макс Линдер. Смеха чистого, светлого, радостного и беспечного, как у детей, желает дать вам этот артист».

Ева КРАСНОВА,
Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.

Иллюстрации из коллекций Михаила Измайловского и Анатолия Дроздовского.

Реклама альбомов 300