Регби
Регби

«Отрава сезона» нашла своих антигероев


Украинское общество уже привыкло к рекламе, которая сопровождается сексизмом. Надеясь получить максимальный бизнесовый эффект, рекламисты используют в телероликах и на бигбордах, на страницах газет и журналов изображения обнаженных женщин. А еще добавляют текст, который привлекает внимание вульгарным привкусом. Мол, реклама может кому-то и не понравиться, но без внимания точно не останется!

Но не все готовы мириться с таким проявлением бескультурья, с унижением достоинства, с дискриминацией по половому признаку. Грубая реклама должна быть заклеймена – решили они и основали гендерную антинаграду «Отрава сезона».

О гендерной антинаграде «Отрава сезона» и ее новых лауреатах в интервью журналисту Национального пресс-клуба «Украинская перспектива» рассказала руководительница Информационно-консультативного женского центра Елена СУСЛОВА. Встреча с ней состоялась накануне 30-летия ратификации Украиной Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин, которое отмечается 19 декабря. И это еще больше усилило актуальность избранной темы.

- Кто стал лауреатом гендерной антинаграды «Отрава сезона» на этот раз?

- Наиболее «яркой» стала реклама мебели для офиса. В ней на фоне шкафов и стульев изображена фигура обнаженной женщины. И наибольшее количество наших экспертов именно этой рекламе отдали свои голоса.

Однако в этом году нам пришлось ввести еще три специальных номинации. Ведь некоторые ситуации вызвали особо большое возмущение среди гендерно чутких людей, и, таким образом, круг лауреатов расширился. Речь идет о двух номинациях «Действия власти» (это – кабминовское распоряжение о дрес-коде и Кодекс киевлянина). А третья касается средств массовой информации и посвящена шоу Савика Шустера, которое состоялось 3 декабря этого года.

- Чем провинилась программа Савика Шустера? Ведь она относится к числу наиболее популярных на украинском телевидении.

- Дело в том, что Европейский Союз всячески содействует установлению гендерного равенства в украинском обществе, в том числе, через различные проекты и программы. Работа это достаточно широкая и включает, в частности, популяризацию этих вопросов через СМИ. Поэтому общественные организации, которые занимаются этими вопросами, активно сотрудничают с журналистами. И они охотно откликнулись на предложение принять участие в шоу Савика Шустера, которое проходило при поддержке ЕС как раз во время проведения всеукраинской акции «Шестнадцать дней против гендерного насилия». Мы стремились заострить внимание общества на проблемах гендерного неравенства, искоренения насилия против женщин и недопущения насилия против детей.

К сожалению, организаторы передачи отнеслись к нашей позиции достаточно легковесно, исходя, прежде всего, из интересов телевизионного шоу. К участию пригласили некоторых одиозных личностей, которые привлекали внимание к себе эпатажными высказываниями, а не серьезными мыслями и предложениями, поисками решения существующих проблем. Преимущественно этим лицам и предоставляли слово, поэтому передача имела абсолютно обратный эффект: она превратилась в поток циничных грязных высказываний. Таким подходом были возмущены не только те, кто давно работает в этой сфере, но и те люди, кто надеялся получить профессиональную оценку ситуации, сложившейся в ней.

- Откуда возникла идея гендерной антинаграды и как давно вы ее вручаете?

- В прошлом году, где-то в конце февраля – в начале марта в очередной раз возникла дискуссия вокруг того, стоит ли отмечать Международный день 8 марта и если действительно праздновать его, то каким образом.

Нам это крайне не понравилось. Мы решили посмотреть на вопрос под другим углом и предложили дважды в год отмечать «Дни гендерного равновесия». Даже определились с датами – 22 марта и 22 сентября, когда день равняется ночи. По нашему мнению, в этом есть большая символичность.

Таким образом, в эти дни мы начали вручать гендерные награды артефактам, которые утверждают гендерное равенство. Мы решили, что отмечать следует не отдельных лиц или организации, а результаты их деятельности. И первую награду гендерного равенства получил учебник по воспитанию гендерной культуры.

Но уже вскоре коллеги подкинули новую идею: если есть герои и героини, должны отмечаться и антигерои и антигероини. Плохие поступки тоже не должны оставаться незамеченными. И это подтолкнуло нас к основанию гендерной антинаграды.

Стали думать, как ее назвать. Вспомнили определенную аналогию: есть сезоны моды, которые дарят праздник и вдохновение, хорошее настроение и любовь. А есть отрава, которая разъедает общество, добавляет ему нетолерантности и надменности, фобий и ненависти. Таким образом, наша анртинаграда получила название «Отрава сезона».

- Кто избирает лауреатов антинаграды?

- Мы работаем с экспертами, которые занимаются вопросами гендерного равенства системно и на постоянной основе. К их мнению прислушиваются, оно является резонансным в обществе. Эта команда состоит из 9-11 человек.

- Как вы вручаете эти антинаграды – непосредственно тем, кто их завоевал, или каким-то иным способом? Не избегают ли ваши лауреаты своих «наград»?

- В прошлом году мы вообще не могли найти адрес нашего лауреата. Была грубая реклама, было общее возмущение, но никто не смог определить, против кого его направить. Потому что парадоксальная ситуация – никаких реквизитов на рекламе, кроме телефона, не было. Даже не был указан код города, где находился телефон, поэтому и позвонить было некому.

Антинаграда, которая определялась летом этого года, касалась сети ресторанов восточной кухни. Она заказала целую рекламную кампанию сексистского характера: ежемесячно на улицах появлялись новые бигборды, которые приглашали к ресторанному угощению достаточно циничным образом с непристойными намеками.

Мы написали в маркетинговый отдел этой сети ресторанов и получили ответ, что вскоре они исправят ситуацию, реклама будет оставаться на видных местах только до конца месяца, а потом ее снимут. Так и случилось, но на месте упомянутой рекламы появилась другая – не менее грубая и циничная, унизительная и для женщин, и для мужчин.

Понятное дело, мы должны были отреагировать адекватно, таким образом, сеть ресторанов получила гендерную антинаграду.

Пока что мы не приглашали наших лауреатов на какие-то торжества. Для нас главное – привлечь внимание общества к отрицательным явлениям, донести до людей ценности гендерной культуры. Поэтому мы акцентируем на информационном компоненте.

И мы уже имеем некоторые положительные результаты такой нашей работы. Если раньше мы сами подбирали кандидатов на нашу антинаграду, то теперь получаем немало предложений от людей и организаций, которые знают о ней. А это значит, что круг наших единомышленников растет.

Мы призываем широкую общественность присылать свои предложения и на награду, и на антинаграду. Электронный адрес нашего центра: wicc@empedu.org.ua

- Каким образом получение такой антинаграды может повлиять на формирование государственной политики в вопросах борьбы с гендерным неравенством?

- Я горжусь тем, что после основания антинаграды «Отрава сезона» активизировалась работа бывшего Министерства по делам семьи, молодежи и спорта в сфере противодействия гендерной дискриминации. Правда, после проведения административной реформы его присоединили к Министерству образования и науки, поэтому сложно сказать, как все будет разворачиваться в дальнейшем.

В свое время Минсемьи, молодежи и спорта поддержало идею нашей общественной организации относительно создания экспертного совета, который рассматривал бы жалобы по фактам гендерной дискриминации. В сентябре нынешнего года состоялось его первое заседание.

Этот совет уже предоставил экспертные выводы относительно нескольких рекламных продуктов сексистского характера и отметил, что они не отвечают принципу равных прав и возможностей женщин и мужчин. Были даны первые конкретные рекомендации органам власти, как на законодательном уровне, так и на уровне реализации законодательства и мониторинга его соблюдения. То есть, от слов уже перешли к делу.

- Упомянутый вами сексизм в рекламе уже становится частью украинского бизнеса. Готова ли ваша организация развернуть механизмы более решительной борьбы с такой рекламой?

- Мы проводим мониторинг и можем сказать, что в этом году как минимум в два раза увеличилась частота использования именно такой рекламы в Киеве. Мы готовы настойчиво рекомендовать соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления осуществлять необходимые действия и проверять их эффективность.

Действующее законодательство требует существенных изменений и дополнений. Хотя в законе о рекламе есть положение, повторяющее статью 24 Конституции о запрете дискриминации по различным признакам, оно требует серьезного уточнения. В рекомендациях Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин в этом году было указано, что в Украине должен быть определен не только принцип прямой дискриминации, но и принцип непрямой дискриминации, и дано четкое определение сексизма.

Бывшее Министерство по делам семьи, молодежи и спорта уже подготовило проект изменений, которые включали определение сексизма как в законе «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», так и в других законах. Потребность в таких изменениях является очевидной. Потому что сегодня Комиссия по вопросам общественной морали больше обращается только к тому, что имеет эротический и порнографический характер. И не обращает внимания на сексизм. Поэтому это остается нашей работой.

- Существуют ли подобные антинаграды в других странах?

- Во многих странах есть антинаграды в области прав человека. Даже «антинобель» есть – шнобелевская премия. Что касается гендерной награды – я пока о такой не слышала. Но когда на различных встречах, мероприятиях общаюсь с людьми, приезжающими из других стран, и рассказываю им о нашей идее, то они говорят – и нам нужно что-то подобное сделать. Потому что в вопросе сексистской рекламы Украина не является оригинальной. Поэтому эта проблема является намного более масштабной, чем можно представить.

Максим НАЗАРЕНКО,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Адвокат