Дякую
Дякую
Вікна-Одесса

Министерство юстиции принимается за реформирование… национальной системы пищевой безопасности


Министерство юстиции Украины разработало Концепцию по реформированию национальной системы пищевой безопасности. Впервые о ней журналисты узнали во время пресс-конференции 22 декабря.

Мероприятие состоялось в киевском офисе Международной финансовой корпорации (IFC). И это не случайно, ведь один из ее проектов занимается пищевой безопасностью. Отсюда и его название – «Безопасность пищевой продукции в Украине».

Проект IFC в нашей стране представлен недавно: свою работу он начал разворачивать лишь в прошлом году. Однако, несмотря на такой короткий срок, уже сумел достичь значительных успехов. Так, при его активном участии в Украине уже повысили свою квалификацию несколько сот ветеринарных врачей.

Как теперь выясняется, эксперты Проекта IFC все это время тесно сотрудничали с минюстовцами: оказывали им консультационные услуги, всячески содействовали появлению такого весомого документа, который теперь имеет официальное название – проект Концепции.

Сотрудничество Проекта IFC с Минюстом у журналистов не вызвало удивления. В конце концов, какое имеет значение, с кем ты кооперируешься, главное – добиться весомых результатов. Именно таким принципом руководствовались специалисты IFC, задача которых – ускорить внедрение в Украине самой действенной, по признанию многих зарубежных и отечественных экспертов, системы пищевой безопасности НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Point. Не случайно ведь ее используют страны Евросоюза и США.

Но почему за реформирование национальной системы пищевой безопасности взялся именно Минюст? Логично смотрелось бы, если бы он и в дальнейшем уделял внимание юридическим вопросам, а кураторские функции в этом весьма важном деле передал контролирующим органам, в том числе Государственному комитету ветеринарной медицины, Санитарно-эпидемиологической службе.

Ситуацию прояснила Елена Зеркаль, которая в Министерстве юстиции занимает должность директора Государственного департамента по вопросам адаптации законодательства. По ее словам, Минюст уже пять лет занимается изучением соответствия отечественного законодательства европейскому. Правда, все это время деятельность преимущественно имела сугубо теоретическое значение, однако сегодня ситуация кардинально изменилась и поэтому «работа приобрела практический характер».

Известно, что Украина совместно с Евросоюзом активно прорабатывает вопрос создания зоны свободной торговли. Для нас это является реальным шансом выйти на континентальные и мировые рынки со своей аграрной продукцией и с готовыми продуктами питания. Речь идет не только о зерне, подсолнечнике, рапсе или других культурах, но и о продукции животного происхождения, кондитерских изделиях и прочем, что ныне из-за отсутствия системы контроля над пищевой продукцией НАССР мы не можем предложить европейцам или американцам.

Поэтому, если наши аграрии и переработчики хотят чувствовать себя уверенно в Европе или США, то должны принять их правила игры. Таким образом, нам нужно ускорять процесс внедрения НАССР.

И как отметила Елена Зеркаль, этому должна посодействовать уже упомянутая Концепция. В дальнейшем она станет основой для развития отечественного «пищевого» законодательства, способного подстроиться к новым потребностям и подходам, которые рождает продолжающаяся интеграция в мировую экономику.

Перед разработчиками проекта Концепции была поставлена задача – «создать мягкую реформу в сфере пищевой безопасности», которая призвана гармонизировать работу контролирующих институтов: они должны действовать слаженно, а не так, как сегодня – разобщено, руководствуясь преимущественно узкоотраслевыми интересами.

Ожидается, что реформирование национальной системы пищевой безопасности будет осуществляться в течение четырех лет и пройдет в два этапа. Первый этап предусматривает модернизацию правовой базы государственного контроля безопасности пищевых продуктов, создание центрального органа исполнительной власти по вопросам ветеринарии, безопасности пищевых продуктов и информирования потребителей об их свойствах, разворачивание реформы лабораторной сети. Такую работу можно завершить уже в начале следующего года.

Второй этап продлится до 2014 года. Он включает начало реализации национального долгосрочного плана контроля пищевых продуктов, завершение реформ лабораторной сети.

Все без исключения специалисты во время пресс-конференции отмечали, что создание единого центрального органа исполнительной власти по вопросам ветеринарии, безопасности пищевых продуктов и информирования потребителей об их свойствах является основополагающим в реформе национальной системы пищевой безопасности. Эту идею последовательно отстаивали и специалисты Проекта IFC «Безопасность пищевой продукции в Украине». В частности, его представитель Юрий Зваженко доказывал – такой подход, который практикуется во многих странах с развитой экономикой, позволяет четко определить, кто и какие контролирующие функции осуществляет, а также избежать дублирующих проверок, которые уже давно стали привычной нормой.

Журналистам сообщили, что новой контролирующей структуре «должны быть переданы соответствующие полномочия по нормированию и контролю пищевых продуктов, животных, кормов и растений Санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Украины, Государственного комитета ветеринарной медицины Украины, подразделений Минагрополитики Украины и Госпотребстандарта Украины».

По мнению эксперта по вопросам качества и безопасности продуктов питания Проекта ЕС «Исполнение Украиной обязательств относительно членства в ВТО и европейской политики добрососедства в сельском секторе» Тони Вила, реформа украинской системы пищевой безопасности не только не потребует значительных капиталовложений, но, наоборот, будет содействовать существенной экономии государственных средств. «Экономия преимущественно будет осуществляться за счет уменьшения количества существующих лабораторий».

Сегодня в Украине функционирует около 1300 государственных лабораторий и еще приблизительно столько же оказывают услуги на рынках. Преимущественно они не оборудованы надлежащим образом, а значит, не способны обеспечить пищевую безопасность на высоком уровне. Более того, обычно лаборатории не аккредитованы и потому их результаты не признаются на внешних рынках.

Потребность в большом количестве лабораторий, которые содержатся за государственный счет, отпадает, поскольку основная ответственность за пищевую безопасность в рыночных условиях возлагается уже не на государство, а на производителей продуктов питания. Например, Литве теперь хватает лишь четырех лабораторий, хотя совсем недавно их было намного больше.

По данным Тони Вила, на содержание существующей системы пищевой безопасности государственный бюджет ежегодно тратит 744 млн. грн. Если же ее реформировать в соответствии с Концепцией, то эта сумма уменьшится до 430 млн. грн.

Сбудутся ли эти ожидания? Все зависит от того, будет ли принята Концепция правительством. А до тех пор она останется лишь проектом, обозначающим наши возможности.

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Адвокат