«Жизнь так проста и весела»


Эта поэтическая строчка поэта Пьера Реверди удивительно точно характеризует по настроению творчество талантливой художницы «наивного искусства», или точнее, «святого сердца» Евгении Андреевны Ганичевой (1914-2006 гг.).

Ганичева — художница-самоучка, ставшая прекрасным мастером. Уже в 70-е годы ее работы стали предметом коллекционирования у знатоков и любителей наивного искусства.

Ряд существенных признаков отделяет талантливого самородка от неумелого дилетанта:
1) независимый от профессионалов инстинктивный характер творчества;
2) ярко выраженная индивидуальность;
3) свежесть и радость восприятия мира.

Всеми перечисленными признаками обладала Евгения Андреевна, работавшая от чистого сердца, по внутренней необходимости. И хотя она не могла бы объяснить ни одного своего мазка, но делала это с безошибочным знанием основ гармонии и контраста, а богатое и свободное от условностей воображение сочетало самые отдаленные элементы так, что это восхищает, обезоруживает, иногда смешит, но чаще восхищает. У нее свой оригинальный взгляд на мир: удивленно-восторженный и растерянно-задумчивый одновременно.

Все ее живописные работы объединены праздничной философией, убеждением, что жить на белом свете — это радость, что мир изначально прекрасен и добр, и надо противопоставлять драматическим событиям эпохи поэзию радостной праздничности и красоты. Связанный с фольклором, «мир наива» — это счастливый праздник «7 воскресений», поэтому земля всегда цветущая, земля — именинница. Сейчас становится все более очевидным, что в кризисные периоды именно она, великая художественная традиция (фольклор) возвращала искусству чувство радости бытия, ощущение высокого призвания человека.

«Фольклор почти всех народов, — писал М. Горький, — говорит о мудрости женщин, об их власти над силами природы, о сказочных мастерицах». Такой «сказочной мастерицей», несомненно, является и Е.А. Ганичева.

Она родилась в 1914 году в Вологде в многодетной семье военного. Оказавшись на юге, Евгения Андреевна работала спасателем ОСВОД и мечтала поступить в мореходное училище, но началась война... Женя, Женечка, как ее звали тогда, отправилась на фронт и попала в состав 56-й Гвардейской стрелковой дивизии, где служил легендарный Александр Матросов. В Германию она попадает уже со 2-м Белорусским фронтом под командованием Рокоссовского. То, что осталась в живых, Ганичева восприняла как чудо. И с того времени до конца своей жизни испытывала радость от каждого прожитого мгновения и захотела этой радостью поделиться.

Работая машинисткой при штабе Одесского военного округа, Евгения Андреевна по вечерам посещала трехгодичные курсы художественного творчества, после окончания которых работала художником-оформителем, принимала участие в выставках самодеятельного творчества. Получила заслуженную награду — диплом в 1984 году на VI Всесоюзной выставке самодеятельного творчества в Москве. Ее судьба стать художником в зрелом возрасте во многом типична: ведь наивная живопись как массовое явление расцвела именно после второй мировой войны. С тех пор живопись для Ганичевой составляла сущность ее жизни.

60 лет она скрупулезно, кирпичик за кирпичиком, или точнее, лепесточек за лепесточком выстраивает свою Вселенную, свой «цветочный мир», «цветочный путь». Необычное находит в быту и окружении. Что волнует ее сердце, то воспроизводит ее кисть. Она способна опоэтизировать любой мотив: пляж «Ланжерон», одесский «Привоз», подводный мир, пейзажи Крыма, многолюдные праздники. Это воспоминания, расцвеченные ее воображением и вобравшие в себя всю силу южного солнца и яркость красок. В них много вкуса, остроумия, затейливости. Она одинаково уверенно чувствует себя среди зверей, птиц, обыденных предметов, диковинных существ на земле, в небе и под водой. Часто использует в своих композициях перевернутый масштаб: цветок оборачивается, как в сказке, деревом. У нее «цветики небесные, которыми земля держится и не колеблется». Больше всего она любит писать мальвы. Любая ее композиция воспринимается как восхитительный сад, царство Флоры. Этот красивый мир в сознании художницы связан с представлением об утраченном рае, о «Божьем мире», об изобилии. Ее небольшие картины написаны масляными красками на картоне ножом как мастихином. С обратной стороны они подписаны заклинанием: «Спешите делать добро!». Как перекликается этот гуманистический призыв со словами Винсента Ван Гога: «Нет ничего более художественного, чем любить человека». И каждой своей работой Евгения Андреевна умножает добро на земле, ведь ее добрые работы, словно благоуханный букет или радуга, воздействуют на зрителя как добрая сказка или хорошая песня, призывающая ангелов вернуться на землю, а людей стать добрее.

Искусствовед Ирина ТИМОХОВА.

(Из предисловия к каталогу Е. Ганичевой, выпущенного галереей «Тритон»).

Реклама альбомов 300