23.02.2018
В одесском театре внезапно отменили премьеру

Художественный совет Одесского академического русского драматического театра не объяснил авторам спектакля «Мещанская, 24» причины, по которым была внезапно отменена премьера постановки.



На сцене их воплотил хорошо известный одесситам режиссер-постановщик Георгий Ковтун. Ранее он поставил в Русской драме ставшие театральными «хитами» спектакли «Степан Разин», «Труффальдино», «Love story», «Пеппи», «Вий».



Напомним, в театре анонсировали «Мещанскую, 24» как «трагикомическую ностальгию» и приурочили к открытию новой сценической площадки – камерной сцены в арт-фойе. Однако собственно в назначенный день премьера была внезапно отменена. Согласно скупому сообщению на странице театра в «Фейсбуке», такое решение принял художественный совет – по причине «несоответствия спектакля моральным и художественным ценностям театра».



Предшествовала этому непродолжительная (начавшаяся сразу после предпремьерного показа), но весьма бурная полемика в Интернете. Главное возмущение участников виртуальной дискуссии вызвало не качество литературной основы или самой постановки (мало кто читал пьесу или смотрел спектакль), а использование в тексте уничижительных определений, которыми герои смачно аттестуют друг друга по национальному признаку.



«Мне не понятно решение худсовета. Спектакль был хорош, понравился зрителям, постановочной группе и актерам. Конкретных замечаний не было. Никто не предлагал его доработать. Просто сняли и все. Георгию Ковтуну сказали – за сепаратизм. Но там нет ничего такого. В чем там сепаратизм? Это коммуняцко-россиянская позиция. Нам 70 лет указывали, что смотреть, а что – нет, и сейчас указывают», – говорит Л. Заславский.



Драматург считает, что написал пьесу «не про Одессу, и не за Одессу, а об Одессе». И показал в ней наш город таким, каким он был в 1960-е годы. Он также отметил, что его упрекают в том, что герои много ругаются, называют друг друга «хохлами» и «жидами».

«Так я половину ругани оттуда убрал. В 60-е люди выражались покрепче. Да, так говорили. Что же теперь, обижаться? В польском языке нет слова «евреи», есть «жиды». Что же теперь, обижаться на поляков?», – недоумевает Л. Заславский.



По его мнению, спектакль получился «очень неплохой», он нужен одесситам. Зрители, увидевшие «Мещанскую, 24» на общественном просмотре, плакали и смеялись. Постановка была рассчитана на успех, на нее ходили бы, уверен автор пьесы.



С такой оценкой категорически не согласен член худсовета театра народный артист Украины Олег Школьник, согласившийся прокомментировать сложившуюся ситуацию.



«К постановке пьесу никто не принимал. Более того, она не «залитована». Договоры ни с режиссером, ни с автором не подписаны, поскольку режиссер сказал, что доработает пьесу и сделает спектакль. 19 февраля была сдача и общественный просмотр. И члены художественного совета единогласно сказали, что этого не может быть на нашей сцене», – так О. Школьник ответил на вопрос корреспондента агентства, почему слабая, по мнению худсовета, пьеса была принята к постановке.



Также О. Школьник объяснил, что спектакль поставили на малой, экспериментальной сцене. Фактически, это была студийная работа. И эксперимент, считает он, вышел неудачным.



«Если бы все сложилось в лучшую сторону… Мы все этого очень хотели, потому что спектакль об Одессе, мы всегда такие постановки ожидаем, мы все хотим вернуться в нашу молодость. Но то, что было показано – не то, чего мы хотели… Режиссерская концепция была неправильная. Во-первых, абсолютно спекулятивная, во-вторых – с омерзительным вкусом», – объяснил член худсовета.



Его вкус, в частности, оскорбило то, что центральное место в декорациях, изображающих одесский двор, занимал дворовой туалет с выгребной ямой. И герои постоянно носили в него ведра, прикрытые газеткой.



«Я чуть не задохнулся, – посетовал О. Школьник. – Это что, это главное? Я вырос в одесском дворе. Чтобы люди так проклинали друг друга? Все в Одессе замешено на любви и добре. Все знают, что Одесса – многонациональный город, и все терпимо друг к другу относятся, и смешанных браков немеряно… Это антихудожественно. А если не художественно, значит, этому на сцене места нет», – подытожил народный артист Украины.



Инна Кац.



Дата съемки: 19.02.2018.



Фото:
Олег Владимирский.