Одесский музей Холокоста: как все начиналось

Музей Холокоста, Одесса. 2010 г. Фото В. Сабулиса

Музей Холокоста, Одесса. 2010 г. Фото В. Сабулиса

Павло Козленко и Ян Маниович. Музей образца 2010 г. Фото В. Сабулиса

Павло Козленко и Ян Маниович. Музей образца 2010 г. Фото В. Сабулиса

Музей Холокоста, Одесса. 2009 г. Фото В. Сабулиса

Музей Холокоста, Одесса. 2009 г. Фото В. Сабулиса

Виктор Сабулис и Софья Писанюк. Одесса. 2010 г. Фото П. Козленко

Виктор Сабулис и Софья Писанюк. Одесса. 2010 г. Фото П. Козленко

Монолог от первого лица

Июнь, месяц богатый на даты, которые для меня особенно важны. Начался месяц с международного дня защиты детей, потом уже, вот более 50 лет традиционно, собственный день рождения, 22 июня дата открытия музея Холокоста в Одессе и 28 июня день Конституции Украины.

Музей Холокоста в Одессе, которому будет посвящена первая часть моего эссе, занял почти 15 лет моей жизни, а вопросами изучения и сохранения памяти о жертвах Холокоста, я занимаюсь более 20 лет. Когда-то, еще очень давно, когда мои бабушка и дедушка ежегодно на день Победы ходили в гости к священнику Ивану Бастанюку, спасшему их в Балтском гетто от уничтожения нацистами, я впервые услышал слово гетто и оккупация. Будучи в зрелом возрасте, понимая, что у погибших в Холокосте нет возможности защитить свою память, я взял на себя миссию их «адвоката». В 2007 я поступил в аспирантуру на кафедру философии, где изучение понятий морали и нравственности тогда, очень четко мне помогло оценить сегодня поступки людей, потерявших честь и совесть.

Уже сегодня точно не известно по персоналиям, во всяком случае я слышал разные версии, кто был инициатором открытия музея в Одессе. Но один факт остается однозначным. Инициатива открытия музея принадлежала, тогда, в далеком июне 2009, Одесской региональной ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей (далее Ассоциация).

Так что из себя представлял музей Холокоста образца июня-августа 2009? Кабинет в проходном коридоре на первом этаже, две комнатушки с «аппендиксом» и проходным коридором на втором: — макет пороховых складов, сделанный студентами училища; стенд с цифрами погибших; часть ксерокопий, переданных из США Думером, развешенных на стенах; несколько больших баннеров, на металлическом каркасе и стандартный набор всех музеев (швейная машинка, утюг, посуда и пр.).

Мое первое посещение музея началось со знакомства с прекрасными людьми. Это были первый директор музея Виктор Францевич Сабулис и его жена Софья Николаевна Писанюк. Сразу же помог им с обучением работе на компьютере, пожертвовал некоторую сумму денег на приобретение книг для библиотеки музея и с того момента началась наша дружба, которая растянулась на десятилетия.

Через пару недель мне перезвонил Р.М.Шварцман, председатель Ассоциации, предложил познакомиться и обсудить вопросы сотрудничества. Незадолго до этого звонка, у меня вышел совместно с Ильей Кошиным двухтомник «Помнить и рассказать» о Балтском гетто. Работа над этим проектом длилась более 2-х лет, на протяжении которых я работал в архивах по сбору материалов для будущих публикаций. И, конечно, мой вклад в создание и развитие музея мог стать немалым.

С августа 2009 я активно подключился к работе в музее. Первыми моими шагами, как юриста, были правовые моменты размещения музея в данных помещениях. Переговоры с департаментом Одесского горсовета, техпаспорта, заключение договора на аренду помещений c декабря 2009г., перспективы расширения площадей. Этот первый этап я с уверенностью прошел. После всех перипетий, музей получил дополнительные площади и появилась возможность создания отдельного входа. После этого, я стал членом Совета Одесской региональной ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей.

Свою первую концепцию музея Холокоста в Одессе я нарисовал на обратной стороне рабочего экземпляра моей кандидатской диссертации, присутствуя на заседании кафедры философии. Реализации данного концепта я посвятил больше года. Все мои идеи из головы, умело осуществляли руки Виктора Францевича Сабулиса, а первым моим критиком была Софья Николаевна Писанюк. Первые стенды мы изготавливали из фанеры, обтягивали тканью, пластмассовый багет пускали по окантовке и сверху степлером прибивали листки с информацией.

В музее я обычно появлялся после 16:00, т.е. после работы в архиве и своего основного занятия (вся моя деятельность в музее была в чистом виде волонтерством) и мы начинали создавать музейные экспозиции. На маленькой спиральной плитке, Софья Николаевна грела нам борщ, для пополнения наших сил. Отменные экскурсии, пропуская всю трагедию через себя вела Софья Давидовна Швец - голос музея. Среди тех, кто активно принимал участие в судьбе музея были Яков Маниович, Дмитрий Исаевич Гутахов, Михаил Александрович Заславский, Юрий Дмитриевич Парфенов, Павел Борисович Щиклин и др.

Практически, на коленях, мы создали в Одессе музей Холокоста периода 2010, с большим количеством архивной информации (днями я проводил время в архиве) и кустарными стендами, как я шутил «ручной работы». Замечая наш энтузиазм, появлялись люди, желающие помочь. Мебель, два шкафа в библиотеку, проектор и первые кондиционеры мы приобрели за счет бюджетных средств Одесской Облгосадминистрации…

Павел КОЗЛЕНКО.

2023.06.29.

(Продолжение читайте здесь).

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300