Одесский музей Холокоста: как все начиналось (2)
Монолог от первого лица
(Продолжение. Начало читайте здесь.)
Напряженная работа нашей команды в музее, показала ряд важных моментов. Первое — молодежь (основная ставка на них) длинные тексты не читает, а лишь рассматривают фото. Второе — иностранным гостям нужна информация на английском языке. Третье — расположение стендов не совсем удобно, для проведения экскурсии. В декабре 2010-го я начал вносить изменения в концепцию очередной реконструкции музея, с учетом вышесказанного. Совместно с моими товарищами Валерой и Максом, мы придумали новый дизайн стендов. Они были черного цвета, с подсветкой, на 2-х языках, с короткой исторической справкой и накладными объемными фотографиями. Причем, фото соответствовали каждому месту. Часто, посещая разные музеи исторической направленности, я обращал внимание на несоответствие фото реальным событиям. Например, пишут о Транснистрии, а фото стоит из Варшавского гетто. В нашем музее Холокоста таким ляпов не было. Начался процесс формирования информации для стендов. Благо, большой личный архив документов и фото по теме Холокоста позволил мне в короткий срок создать новые экспозиции. Английский перевод по ночам (днем работала), осуществила моя единомышленница и коллега Елена.
Замена всех стендов на новые — это большой бюджет. Учитывая, что посещение музея Холокоста бесплатное, процесс реконструкции затянулся по времени, на несколько лет. Часть средств выделила Ассоциация, часть предоставила Одесская областная госадминистрация (благодаря стараниям Ярославы Алексеевны Резниковой), часть денег выделил созданный в марте 2011 Благотворительный фонд «Памяти жертв нацизма» (Виталий Петрович Портянко). Кроме этого, я затеял ремонт в части помещений музея (коридор и холл) на первом этаже. Стройматериалы (кнауф, плитку, «Армстронг» и электропродукцию по моей просьбе предоставил Борис Абрамович Галис, директор строительной компании «Одиссей-СМУ 11», рабочих оплатил я из своих личных средств. Ремонт в конференц-зале проводился строительной компанией Павла Борисовича Щиклина, на бюджетные деньги Одесского горсовета, которые сумел «выбить» Дмитрий Исаевич Гутахов. До сих пор, музей пережил несколько зим без отопления, дальше так было нельзя. Процесс оформления документации на газ (проект, согласования, тех. условия и пр.) начал Дмитрий Исаевич Гутахов, а я уже его закончил. Ради котельной пришлось пожертвовать туалетной комнатой. Перегородки и плитку ломали Михаил Александрович и Виктор Францевич. Новое помещение под туалетную комнату мы обустроили за счет коридора при помощи строительной компании «Гефест». Ассоциация оплатила котел и все сантехнические работы. Таким образом, к концу 2011 мы открылись в третий раз частично обновленным музеем Холокоста, с теплыми радиаторами в Новогоднюю ночь.
Основную часть экскурсий проводили Софья Давидовна Швец и Виктор Францевич Сабулис. Каждый из них, Софья Давидовна и Виктор Францевич, вели экскурсии по-особому. Виктор Францевич, бывший узник Слободского гетто, рассказывал о том, что пережил сам, будучи ребенком. О своей семье, о замерзших братьях зимой 1942 на ст. Сортировочная, о нахождении с матерью в Слободском гетто и о том, как они встретили освобождение Одессы 10 апреля 1944 года. Софья Давидовна, дочка бывшего узника Балтского гетто, часами слушавшая своего отца, умела рассказать молодежи о Холокосте не научным языком, а обычными словами. Но, никто не уходил после экскурсии, оставшись равнодушным. Она все пропускала через себя. Каждый раз, после экскурсии, она молча сидела какое-то время в кабинете, уходя в мыслях куда-то далеко. Я же, в основном занимался развитием музея, созданием новых экспозиций, проектов и внешними связями. Экскурсии, в основном, я проводил для почетных гостей и делегаций.
Важную помощь музею оказывала команда одесского «Джойнта» в Одессе (директор Ира Зборовская и сотрудники Яна Элькина, Инна Вдовиченко). Это были совместные проекты и интересные встречи в музее. Значимым был, на мой взгляд, проект с школами районов Одесской области.
Продолжая заниматься изучением зоны румынской оккупации, невозможно рассказывать о тех местах, где ты не был. Именно поэтому, я с фотографом Николаем, единомышленником и сподвижником многих моих проектов, решили направиться в экспедиции по территории Транснистрии для того, чтобы собрать из первых уст информацию о местах массовых расстрелов. Часть средств я выделил из своих личных, остальную финансовую поддержку оказал БФ «Память жертв нацизма» (Виталий Петрович Портянко). Таким образом, мы сделали 40 экспедиций, в период 2011–2012 годов и посетили Одесскую, часть Николаевской, часть Винницкой областей Украины и Приднестровье. В каждом расстрельном месте мы общались с местными жителями, снимали координаты по GPS и делали фотофиксации. Результатом нашей работы стали три проекта. При поддержке «Джойнта» был издан историко-информационный справочник «География Катастрофы» (больше мест до сих пор никто не установил), выставка «Холокост в граните» и масштабная с подсветкой всех мест трагедии карта Транснистрии. Над изготовлением макета карты мы работали полгода с ребятами, которые взялись осуществить мои фантазии. Бюджет оказался внушительным, но мы его осилили. Сегодня карта «Транснистрии» занимает достойное место в музее Холокоста в Одессе и позволяет посетителям увидеть реальный масштаб трагедии.
Роли Ассоциации в создании и содержании музея Холокоста в Одессе, бывшим узникам гетто и Роману Марковичу Шварцману я посвящу отдельную главу.
Павел КОЗЛЕНКО.
2023.07.12.
(Продолжение следует).