Аэропорт

Возле самолетов эскадрильи имени Ильича на Одесском аэродроме. Фото в журнале «Пламя», № 9, июль, 1924 г.

Будуймо авіомагістраль Одеса-Київ-Москва та аеродроми по району Одеської области. Поштова картка. 1934 р.

Одесса. Экипаж воздушного корабля (командир т. Грабовецкий, второй слева) перед рейсом Одесса-Москва. Фото Левита, ОАОО. 16 мая 1953 г.

Аэровокзал. Цветное фото А. Штерна и А. Глазкова из набора открыток достопримечательностей Одессы, 1963 г.

Аэровокзал. Цветное фото А. Штерна и А. Глазкова. Открытка из набора 1965 г.

Одесса. Аэровокзал. Цветное фото А.М. Глазкова и Л.М. Штерна. БР 06416. Из набора 1966 г.

Одесса. В аэропорту. Фотограф А. Подберезский. Открытка из набора 1966 г.

Одесса. Аэровокзал. Фото Б. Логинова, А. Маркелова. Издательство «Планета». Москва. Комплект открыток 1975 г.

Встреча в Одесском аэропорту артистов Варненской оперы, приехавших на гастроли в Одессу. Фото Л. Сидорского. ОАОО. 1975 г.

Аэровокзал. Фото в буклете «Межзаводской оздоровительный комплекс «Стройгидравлика». 1978 г.

Встреча делегации из Социалистической Республики Хорватии в Одесском аэропорту. Фото ОАОО. 23 сентября 1980 г.

Одесса. Во время встречи в аэропорту делегации исполнительного веча Социалистической республики Хорватии. Фото И. Павленко, ОАОО. 1980 г.

Воздушные ворота города-героя — Центральный аэропорт. Фото в путеводителе-справочнике «Одесса». 1981 г.

Делегация Компартии Кубы во главе с Председателем Государственного Совета и Совмина Республики Куба Фиделем Кастро Рус в Одесском аэропорту. Фото И. Павленко. ОАОО. 1981 г.

Одеский аэропорт. Проводы из Одессы делегации Кубы во главе с Председателем Государственного Совета и Совмина Республики Куба Фиделем Кастро Рус. Фото В. Самохоцкого и И. Павленко. ОАОО. 1981 г.

Во время встречи в Одесском аэропорту группы глав дипломатических представительств, аккредитованных в Советском Союзе. Фото И. Павленко, ОАОО. 1985 г.

Самолет авиакомпании «Одесские авиалинии» в Одесском аэропорту, фотограф Andreas Himm, начало 2000 годов
Роль первого одесского аэродрома в начале ХХ века играло скаковое поле ипподрома на 4-ой станции Среднефонтанской дороги. Там 8 (21) марта 1910 года произошел первый в России полет русского летчика Михаила Ефимова, открывшего новую страницу российской авиации. Со скакового поля взлетал любимец Одессы, великий спортсмен, летчик № 3 в России (после Ефимова и Попова), Сергей Уточкин, летчик - борец Иван Заикин и многие другие.
Школьный аэродром за Стрельбищным полем (район нынешних Черемушек) возник как испытательное и учебное поле при авиационном заводе Артура Анатра и первой на юге России военно-авиаторской школе, организованной летом 1910 года при одесском аэроклубе.
Поле испытательного Школьного аэродрома сообщалось с организованным в 1920-х годах пассажирским аэропортом и его летным полем. Известно, что 25 мая 1924 года на Украине были открыты первые регулярные пассажирские линии «Укрвоздухпути» («Украинского общества воздушных сообщений»), в том числе воздушная линия Харьков – Кировоград – Одесса. До этого, 21 мая 1924 года, был успешно совершен пробный технический рейс Одесса-Харьков.
Позднее были созданы и другие линии, например, авиамагистраль Одесса – Киев – Чернигов – Москва, в пользу строительства которой Комитет Содействия Гражданской авиации выпустил интереснейшую серию «авиационных» фотооткрыток.
С начала 1930-х годов полеты по линии Одесса - Харьков осуществлял первый отечественный пассажирский самолет «К - 5», разработанный авиаконструктором К.А. Калининым. В салоне самолета могли разместиться 8 пассажиров. Перелет Одесса – Харьков продолжался около 6 часов, включал три посадки: в Николаеве, Кривом Роге и Днепропетровске. Стоимость билета составляла 125 рублей. Понятно, что воздушный транспорт был в то время доступен только избранным, до массовых полетов было еще далеко.
Согласно сведениям Одесского справочника на 1934 год, адрес Одесского аэропорта Аэрофлота – Овидиопольское шоссе. Таким образом, нынешний аэропорт фактически находится на месте аэровокзала, созданного в 1920 –х годах. Скромное строение «Одесского аэровокзала» запечатлено на фотооткрытках «Укрвоздухпути», изданных в начале 1930-х годов.
В 1960 - 1961 годах были построены основные сооружения нового одесского аэропорта, необходимые для пассажирских перевозок: взлетно-посадочная полоса длиной 2800 м, рулёжные дорожки, авиационно-техническая база, перрон, здание аэровокзала и управления воздушными полетами и т.п. Тогда же был создан одесский объединенный авиаотряд как самостоятельное предприятие.
С 1961 года аэропорт начал принимать реактивные пассажирские самолеты Ту-104. Аэропорт Одесса был одним из трех аэропортов в Украине, который мог принимать авиалайнеры этого типа. В 1982 году был сооружен грузовой терминал и положено начало грузовым перевозкам.
Ева КРАСНОВА,
Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.
1908 г. — Артур Анатра покупает участок земли вблизи военного полигона Стрельбищное поле, где размещают мастерские по ремонту и сборке самолетов, аэроклуб и аэродром для учебных и испытательных полетов. Со временем за аэродромом официально закрепляется название «Школьный».
1923 г. апрель — Совет народных комиссаров УССР утверждает Устав акционерного общества «Укрвоздухпуть» для выполнения задач по авиаперевозкам.
1924 г., май — в Одессе при аэродроме «Школьный» оборудована воздушная станция. Первый принятый регулярный пассажирский рейс Харьков — Елисаветград (Зиновьевск, Кировоград, с 2016 г. — Кропивницкий) — Одесса.
1934 р., адресна і довідкова книга «Одеська область»:
Контора аеропорту: адреса: Овідіопольське шосе. Начальник аеропорту — тел. 9.68.
Конец 1940-х гг. — основным аэропортом становится аэропорт «Застава» с грунтовой взлетно-посадочной полосой.
1960 г. — на территории аэродрома «Школьный» построена искусственная взлетно-посадочная полоса для будущего аэропорта. С этого времени аэродром «Школьный» использует для взлетов и посадок полосу аэропорта.
1961 г. — построен аэропорт «Одесса». Авторы здания аэровокзала архитекторы Николай Андреевич Шаповаленко, Ефим Григорьевич Вайнштейн, Антон Данилович Крайнев, инж. Р. Ясинский.
1994 г. — аэропорт «Застава» закрыт, территория отдана под Западное кладбище.
2011 г. — на базе аэропорта создано ООО «Международный аэропорт Одесса».