19.02.2013 | Город

В Одессе установят памятник Давиду Ойстраху, похожий «то ли на Хрущева, то ли на Жванецкого»

Памятник прославленному уроженцу Одессы, скрипачу Давиду Ойстраху будет установлен на Театральной площади, напротив Одесского национального академического театра оперы и балета.

Такое решение было принято сегодня на сессии Одесского горсовета, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса». «За» проголосовал 71 депутат, «против» — 13, «воздержались» — 6, не голосовали — 15.

Напомним: проект решения, принятый сегодня депутатами, был снят с повестки дня прошлой сессии — по просьбе известного скульптора Михаила Ревы. Он высказал мнение, что увековечить «художника такого уровня, как Д. Ойстрах» «следует памятником государственного значения, и поэтому проект должен выбираться по конкурсу.

Несколько членов городского собрания и сегодня выступили с критикой предложенного проекта. Так, глава фракции КПУ Василий Полищук напомнил, что вопрос установки памятника «должен согласовываться на серьезном уровне». Он также считает необходимым проведение конкурса, а затем — согласование установки памятника с городским советом по строительству и архитектуре и — с региональным управлением охраны объектов культурного наследия (поскольку речь идет об исторической части города).

Депутат также отметил, что на свое обращение по этому вопросу получил ответ за подписью начальника управления охраны объектов культурного наследия Натальи Штербуль. В нем сказано, что правовые основания для установки предложенного памятника на Театральной площади отсутствуют.

Кроме того, В. Полищук критически отозвался и о том, каким будет будущий памятник: по мнению депутата, в предложенном варианте великий музыкант похож «то ли на Хрущева, то ли на Жванецкого». А депутат Марина Багрий-Шахматова акцентировала, что от данного монумента уже отказались Москва и Харьков — из-за его качества (в частности, она отметила, что по воле автора будущего памятника, скульптора Николая Олейника Д. Ойстрах держит скрипку и смычок «не в той руке»).

В защиту преложенного проекта выступил архитектор Владимир Глазырин. Он отметил, что сквер на Театральной площади был разбит только после Великой Отечественной войны (ранее на этом месте были банки, разрушенные во время обороны города и румынской оккупации). Поэтому, считает В. Глазырин, говорить о нарушении аутентичности площади нельзя. Кроме того, в том месте, где предлагается поставить памятник, уже несколько лет «стоит ширпотребная статуя Венеры из полимерцемента, которая не украшает город». Конкурс же, по словам архитектора, нужно проводить исключительно в том случае, если памятник находится в зоне охраны.

В свою очередь депутат Александр Ищенко заявил, что решения об установке памятников местного значения (а скульптуру Д. Ойстраха он считает таковым) принимает горсовет. Первоначальное же решение об установке памятника возле школы им. Столярского он назвал неудачным.

Между тем, с просьбой к городскому собранию тщательно подойти к выбору места установки памятника, чтобы тот не «кочевал» по городу, обратился известный врач, поэт, лауреат премии им. Иосифа Бродского, депутат Одесского горсовета двух созывов (1988 – 1996 гг.) Борис Херсонский. Его открытое обращение, подписанное рядом известных одесситов, зачитал Александр Васильев.

«Уважаемые депутаты! Я очень люблю Давида Ойстраха, мне повезло — я бывал на его концертах, в моей фонотеке — множество его записей, — написал Б. Херсонский. — Искренне считаю, что Одесса давно должна была увековечить его память, но...

Памятник великому скрипачу очень неудачен. Этим, правда, одессита не удивишь. Новые памятники один хуже другого. Чемпион по «плохости», на мой взгляд, памятник Маринеско. Но и памятник Дерибасу, получивший почетное звание «кузнечика», скорее оскорбителен для одного из отцов-основателей нашего города... Памятник Пушкину около дома, где он квартировал, памятник Утесову — два исключения их этого печального правила. Они хороши. Может быть, еще памятник Мицкевичу — этот просто безлик, а потому — приемлем.

Памятник Ойстраху неудачен, но... уже отлит, и в него «влито» 100 000 долларов денег. Если его не установить, никакого другого памятника великому скрипачу мы не увидим. По крайней мере, до конца этого века, а век только начинается. Поэтому речь не о том, ставить ли этот памятник в Одессе, а где именно поставить его.

Мне и многим одесситам ясно, что на Театральной площади этот памятник ставить нельзя. Не только из-за художественных дефектов статуи, но и из-за того, что она просто не вписывается в ограниченное прямоугольное пространство… Мягко говоря, памятник музыканту также не очень сочетается со списком Героев Советского Союза с пятиконечными звездами на стене дома.

Не лучше и идея поставить его у школы Столярского, где прежде надо бы установить памятник самому Столярскому… Но дело даже не в этом, а в ограниченности пространства у школы и критическая близость к памятнику Екатерине (они будут попадать в поле зрения одновременно).

Иногда Одесса представляется мне чем-то вроде шахматной доски, на которой памятники движутся, как шахматные фигурки. Их ставят, перемещают, снимают.... «Ферзь» одесских памятников — монумент Екатерине и основателям Одессы — на Екатерининской площади был в свое время поставлен, снят, вместо него поставили Карла Маркса, которого просто сдул ветер (я не шучу!). Затем там стоял бюст все того же Маркса, и, говорят, даже фонтан был на этом месте! Я застал там клумбу. Уже на моей памяти воздвигли ужасный памятник Потемкинцам, которому одесситами немедленно был приклеен ярлык «утюга». В свою очередь этот памятник недавно был перемещен на Таможенную площадь, а ферзь-Екатерина занял свое место под гром идеологических баталий.

Новый памятник Маразли перекочевал с Греческой площади на Маразлиевскую... Это очень плохой памятник. Но сооружение, возникшее на его месте было куда хуже.... Впрочем на этом месте теперь огромный котлован. А вот памятник «взятке», поставленный было около Археологического музея, перебрался на бульвар Жванецкого (Искусств). Неужели мы превратим памятник Ойстраху в нового бронзового странника, которого мы создали себе на горе, не зная куда поставить, а затем куда переставить его? Я надеюсь, что у вас хватит времени и сил, чтобы найти для монумента подходящее место — хотя бы на том же бульваре Искусств, обратив лицо музыканта к морю».

Справка. Давид Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса — 24 октября 1974, Амстердам) — выдающийся советский скрипач, альтист, дирижер и педагог, профессор Московской консерватории. Народный артист СССР (1953). Лауреат Ленинской (1960) и Сталинской премии первой степени (1943).

Давид Ойстрах родился в Одессе в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926-м. Еще будучи студентом, Д. Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижер.

В 1928 году состоялся дебют Д. Ойстраха в Ленинграде, год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре перебрался туда на постоянное место жительства. В 1935-м скрипач побеждает на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского (победительницей стала Жинетт Невё). Два года спустя Д. Ойстрах выигрывает Конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и обретает мировую известность.

В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году.

После войны Д. Ойстрах вел активную концертную деятельность, преподавал в Московской консерватории, был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958-го по 1974 год) конкурсах имени П. И. Чайковского.

Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

19.02.2013 | Жилищно-коммунальное хозяйство

В центре Одессы ограничена подача электроэнергии

18.02.2013 | Жилищно-коммунальное хозяйство

19 февраля в части Одессы отключат свет

 

20.03.2025.

О больших бутылках и других украшениях Приморского бульвара

Расставлять по Одессе макеты стеклотары придумали на заводе шампанских вин. На промышленной выставке 1910 года в Александровском парке павильон этого завода венчала огромная бутылка (фото 1). Потом эта бутылка торчала над Французским бульваром, спрятанная за заводским забором. В 1928 году, во время съемок фильма «Человек с киноаппаратом», бутылка из-под шампанского (вероятно, уже другая) опять попала в кадр: оператор ее увидел на бульваре Фельдмана, как тогда называли Приморский бульвар (фото 2).

В 2008 году недалеко от памятника Ришелье снова появилась бутылка. Она рекламировала местное вино (фото 3). На следующий год перед Дюком построили огромный куб из полупрозрачной ткани (фото 4) — это тоже была своеобразная реклама одного из городских музеев: получить разрешение что-то поставить на Приморском бульваре считалось престижным.

Первый памятник здесь появился в 1828 году — это была бронзовая статуя одесского градоначальника Ришелье, которая стала и самым первым памятником в городе (фото 5). Второй памятник на бульваре появился в 1889 году, когда на шикарный постамент горожане поставили бюст поэта Пушкина (фото 6). Через 90 лет тут появился третий памятник — родившему в Одессе ученому-ракетостроителю Валентину Глушко. Его разместили на небольшой площади в самом начале бульвара (фото 7).

читати повністю
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки
Загружается...