05.11.2019 | Культура
Верди как он есть: одесситов ждет премьера оперы «La Traviata»
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета 9 и 10 ноября пройдет премьера новой постановки оперы Джузеппе Верди «La Traviata».
Создатели спектакля и руководители театра обещают, что это будет абсолютно новаторский спектакль, но держат интригу и не раскрывают детали постановки.
В пресс-релизе, подготовленном главным режиссером театра, режиссером-постановщиком спектакля Евгением Лавренчуком, сказано: «Есть последняя минута, когда человек стоит на грани между жизнью и небытием. Этой минутой и есть наш спектакль от начала до конца. Последние секунды, последний вздох, агония – все спрессовано в несколько мгновений, которые разворачиваются в спектакле «Травиата»… Нам было очень важно найти пластические решения этой агонии, поэтому мы обратились к мифологии, архетипам… Мы надеемся, что этот пластический образ будет абсолютным выражением нашей идеи».
В спектакле холодность и лицемерие высшего света противопоставляется живому чувству главной героини – Виолетты. «В мире, в котором живет Виолетта, любить невозможно. Она наказана за доверчивость, за то, что посмела любить. Вокруг нее – ни одного живого сердца, ни одного живого человека. Она остается единственным лучиком света, единственной чистой «камелией» среди этого роя мрачных теней», – говорят создатели спектакля.
Директор театра Надежда Бабич рассказала, что это – очень сложная постановка (популярные произведения всегда сложно ставить) и самая затратная за время ее работы в Оперном. «В нашем театре происходит что-то необычное… Когда мы утверждали этот проект, понимали, что реализовать его будет сложно. Но насколько – никто не предполагал», – рассказала Н. Бабич, добавив, что софинансирование выделил
А Е. Лавренчук сообщил, что декорации и другие необходимые для постановки элементы изготавливают более шести подрядчиков со всей Украины.
Завесу тайны немного приоткрыл дирижер-постановщик, главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич. Главное новшество постановки – в строгом следовании партитуре. По его словам, это – первая его постановка «Травиаты», где музыка Верди будет исполнена так, как ее написал композитор. Кроме того, что опера прозвучит без купюр (за исключением двух маленьких фрагментов), во всех сценах, где задействован хор, солисты также будут петь.
«Для меня это знаковая опера. Это первый мой спектакль на оперной сцене, который я поставил в 1994 году для госэкзамена. С этого момента «Травиата» проходит через всю мою жизнь. Я ставил ее на итальянском языке, русском, грузинском. Но впервые – и это наша с режиссером принципиальная позиция – будет звучать вся музыка, написанная Верди… Мы добились того, что каждая нота будет спета и сыграна солистами», – рассказал маэстро.
По словам В. Чернухо-Волича, некоторые артисты, ранее певшие в других постановках «Травиаты», восприняли это требование в штыки: зачем им учить еще что-то, если они и так знают свою партию, пусть в усеченном варианте?..
Е. Лавренчук согласился с тем, что труднее всего было сломать сложившиеся традиции. «Помните, как у Пушкина: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Мне не нужна «замена», я хочу «счастье»… Причина – в сложившейся системе невежества, как системного подхода. Многие, даже профессора консерваторий, считают сложившуюся традицию нормой», – рассказал он и добавил: «Для меня нет разницы между актерским мастерством и нотами. Это абсолютно ошибочная позиция: пока актер поет, режиссер заставляет его делать кувырок через голову и мешает петь. Если режиссер гармоничный, нет разницы в переходе от музыки к видеоряду».
В качестве художника-сценографа приглашен Ефим Руах. Это не первая его постановка в одесском театре (ранее в Русском театре он оформил «Сумерки богов»), но первый приезд в наш город. По его словам, опера – самый условный из театральных жанров. Зритель в опере должен переживать, а значит – сопереживать. И от оперного певца требуется высочайший артистизм, чтобы добиться этого.
«И тогда родится необыкновенное, чудесное безумие, высший уровень условности – высший уровень искусства. Театральная правда – условность, она выше правды жизни», – считает сценограф.
Инна Кац.