11.06.2018 | Общество
В Одесской опере прошла премьера «Орфея и Эвридики»
В Одесском национальном академическом театре оперы и балета представили премьеру оперы Крисофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика», передает корреспондент агентства «Вікна-Одеса».
В последнее время стало модным переносить действие классических спектаклей в наше время. Молодому зрителю ближе переживания современников, его ровесников, которые пользуются мобильными телефонами и ездят на мотоциклах, чем далеких по времени героев в кринолинах и напудренных париках, восседающих в каретах. Да и режиссерской фантазии при таком прочтении пьесы есть где развернуться без риска повторить великих предшественников.
Одесский национальный академический театр оперы и балета также не избежал соблазна «осовременнить» классику. Так, в опере «Любовный напиток» на сцене появляются гаджеты и телевизор. А в «Орфее и Эвридике» (премьера спектакля состоялась 10 июня) действие и вовсе перенесено в будущее, когда люди научатся заключать в специальные колбы души умерших, а виртуальная реальность станет такой же обыденностью, как сегодня, скажем, путешествие на самолете.
В основе сюжета оперы – древнегреческий миф. Прекрасный певец, любимец богов Орфей так страдает по умершей от укуса змеи жене Эвридике, что Зевс разрешает ему спуститься в подземное царство и забрать любимую. Но ставит одно условие: Орфей не должен смотреть на Эвридику, пока они не покинут царство Аида. Согласно легенде, Орфей не выполнил это условие, и Эвридика навсегда вернулась в подземное царство. В опере Глюка бог любви Амур за то, что возлюбленные доказали верность друг другу и ему, вновь соединяет Орфея и Эвридику.
В постановке режиссер Павел Кошка вывел на сцену балет, что сделало достаточно статичную, небогатую действием оперу очень интересной зрелищно (хореограф Алексей Скляренко).
Амур (Алина Ворох), передавая Орфею (Богдан Панченко) волю Зевса, дает ему очки виртуальной реальности, с помощью которых герой отправляется на поиски возлюбленной. Когда же Орфей погружается в виртуальную реальность, на сцене появляется его альтер эго – солист балета Сергей Ткачук. Он языком хореографии передает переживания Орфея, его путь в царство Аида, путешествие в лодке по Стиксу, борьбу с фуриями, поиск Эвридики среди блаженных теней.
Музыка барокко прекрасно сочетается с современной хореографией. А танец фурий может стать одним из самых интересных хореографических номеров одесского театра.
Сценографическое решение спектакля весьма лаконично (художник-постановщик – Петр Богомазов). Декораций нет – за исключением плунжеров (механизированная поднимающаяся часть плана сцены) и светящихся трубок на заднике сцены. Да еще в первом и последнем эпизоде на «небе» появляется обозначенное лампочками созвездие Девы. По задумке режиссера, это – созвездие Памяти, в которое отправляются души умерших.
Режиссер, как и обещал, сделал открытый финал. Орфей, поняв, что окончательно потерял Эвридику, хочет покончить жизнь самоубийством. На лежащего на сцене певца, как гильотина, опускается занавес (все бы хорошо, но он закрывает экран с титрами, а опера идет на итальянском, и не все зрители в зале понимают этот язык; так что, решение эффектное, но не совсем удачное.)
В последний момент появляется Амур и останавливает движение полотна, сообщает Орфею о том, что возвращает ему Эвридику. В тот миг, когда бог любви соединяет возлюбленных, в созвездие Памяти взлетают два светящихся шара – души Орфея и Эвридики. Так что, зрителям решать, где же Амур соединил их – живых на земле или все же умерших на небе…
Инна Кац.
Фото Олега Владимирского.
11.06.2018 | Международные отношения
«Общие вызовы и угрозы»: в Одессе министры обсудили военное сотрудничество Украины и Молдовы (видео)
11.06.2018 | Чрезвычайное происшествие
Из Всемирного клуба одесситов украли скульптуру любимого кота Жванецкого