23.02.2018 | Скандал
Скандал в одесском театре: авторов отмененной постановки обвиняют в дурном вкусе и антихудожественности
Художественный совет Одесского академического русского драматического театра не объяснил авторам спектакля «Мещанская, 24» причины, по которым была внезапно отменена премьера постановки.
Об этом в интервью корреспонденту агентства «Вікна-Одеса» заявил Леонид Заславский, автор пьесы, запечатлевший в ней свои детские воспоминания о жизни одесского двора начала 1960-х годов.
На сцене их воплотил хорошо известный одесситам режиссер-постановщик Георгий Ковтун. Ранее он поставил в Русской драме ставшие театральными «хитами» спектакли «Степан Разин», «Труффальдино», «Love story», «Пеппи», «Вий».
Напомним, в театре анонсировали «Мещанскую, 24» как «трагикомическую ностальгию» и приурочили к открытию новой сценической площадки – камерной сцены в арт-фойе. Однако собственно в назначенный день премьера была
Предшествовала этому непродолжительная (начавшаяся сразу после предпремьерного показа), но весьма бурная полемика в Интернете. Главное возмущение участников виртуальной дискуссии вызвало не качество литературной основы или самой постановки (мало кто читал пьесу или смотрел спектакль), а использование в тексте уничижительных определений, которыми герои смачно аттестуют друг друга по национальному признаку.
«Мне не понятно решение худсовета. Спектакль был хорош, понравился зрителям, постановочной группе и актерам. Конкретных замечаний не было. Никто не предлагал его доработать. Просто сняли и все. Георгию Ковтуну сказали – за сепаратизм. Но там нет ничего такого. В чем там сепаратизм? Это коммуняцко-россиянская позиция. Нам 70 лет указывали, что смотреть, а что – нет, и сейчас указывают», – говорит Л. Заславский.
Драматург считает, что написал пьесу «не про Одессу, и не за Одессу, а об Одессе». И показал в ней наш город таким, каким он был в 1960-е годы. Он также отметил, что его упрекают в том, что герои много ругаются, называют друг друга «хохлами» и «жидами».
«Так я половину ругани оттуда убрал. В 60-е люди выражались покрепче. Да, так говорили. Что же теперь, обижаться? В польском языке нет слова «евреи», есть «жиды». Что же теперь, обижаться на поляков?», – недоумевает Л. Заславский.
По его мнению, спектакль получился «очень неплохой», он нужен одесситам. Зрители, увидевшие «Мещанскую, 24» на общественном просмотре, плакали и смеялись. Постановка была рассчитана на успех, на нее ходили бы, уверен автор пьесы.
С такой оценкой категорически не согласен член худсовета театра народный артист Украины Олег Школьник, согласившийся прокомментировать сложившуюся ситуацию.
«К постановке пьесу никто не принимал. Более того, она не «залитована». Договоры ни с режиссером, ни с автором не подписаны, поскольку режиссер сказал, что доработает пьесу и сделает спектакль. 19 февраля была сдача и общественный просмотр. И члены художественного совета единогласно сказали, что этого не может быть на нашей сцене», – так О. Школьник ответил на вопрос корреспондента агентства, почему слабая, по мнению худсовета, пьеса была принята к постановке.
Также О. Школьник объяснил, что спектакль поставили на малой, экспериментальной сцене. Фактически, это была студийная работа. И эксперимент, считает он, вышел неудачным.
«Если бы все сложилось в лучшую сторону… Мы все этого очень хотели, потому что спектакль об Одессе, мы всегда такие постановки ожидаем, мы все хотим вернуться в нашу молодость. Но то, что было показано – не то, чего мы хотели… Режиссерская концепция была неправильная. Во-первых, абсолютно спекулятивная, во-вторых – с омерзительным вкусом», – объяснил член худсовета.
Его вкус, в частности, оскорбило то, что центральное место в декорациях, изображающих одесский двор, занимал дворовой туалет с выгребной ямой. И герои постоянно носили в него ведра, прикрытые газеткой.
«Я чуть не задохнулся, – посетовал О. Школьник. – Это что, это главное? Я вырос в одесском дворе. Чтобы люди так проклинали друг друга? Все в Одессе замешено на любви и добре. Все знают, что Одесса – многонациональный город, и все терпимо друг к другу относятся, и смешанных браков немеряно… Это антихудожественно. А если не художественно, значит, этому на сцене места нет», – подытожил народный артист Украины.
Фото Олега Владимирского с