На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Смертельный полет


Елена СВЕНЦИЦКАЯ "Тиква"

13 погибших, один чудом выживший — таковы последствия трагедии, разыгравшейся над Черным морем: 27 марта потерпел крушение вертолет Ми-8 Государственной пограничной службы Украины. Вот имена тех, для кого этот полет стал последним в жизни: Александр Христий, Евгений Шутько, Александр Цылинко, Владимир Кузьменко, Александр Гибелинда, Александр Сорокопуд, Михаил Микита, Владимир Минич, Алексей Панчуков, Николай Садаклиев, Артем Тимофеенко, Сергей Грама, Михаил Фурдуев. Среди погибших в авиакатастрофе пограничников были жители Одессы, Измаила, а также Сумской и Луганской областей. Свои соболезнования семьям, потерявшим отцов, мужей, сыновей, выразил Президент Виктор Ющенко, помощь и поддержку пообещали руководители Госпогранслужбы и Одесского региона. 30 марта в Одесской области было объявлено днем траура…

В плановый полет по маршруту Одесса — Вилково — Змеиный борт под номером "07", который дислоцировался в Одесской авиационной эскадрилье Госпогранслужбы и регулярно использовался для воздушной разведки, патрулирования пограничных территорий, обеспечения грузовых и пассажирских транспортировок, вылетел в 11.06. В таких полетах нет ничего необычного или экстраординарного. Пока на Змеиный, который спешно обживается в преддверии запланированной на лето встречи президентов Украины и Румынии Виктора Ющенко и Траяна Бесеску (она должна состояться именно на острове), только сооружается причальный комплекс для приема морских судов, воздушное сообщение остается главным "мостом", перекинутым на Большую землю. Люди привычные и расстояние от Одессы до Змеиного традиционно измеряют не в милях или километрах, а так: "Минут 40 лету"…
В назначенное время вертолет, на борту которого были 2 тонны груза для строящейся на острове пограничной заставы и 14 людей (3 члена экипажа, 10 офицеров-пограничников и один гражданский специалист), на место назначения не прибыл. Уже в 12.20 по тревоге были подняты спасатели. Из Херсона вылетел дежурный вертолет Министерства по чрезвычайным ситуациям, из Одессы — пограничный. К поисково-спасательной операции приобщились и пограничные катера, несущие службу в этом районе, и местные жители на рыбацких лодках.
Уже в 13.00 на отмели близ одного из островков дунайской дельты — Полуденного — был обнаружен перевернутый вертолет. Там же нашли и единственного выжившего в катастрофе — 23-летнего лейтенанта Евгения Челарского. Информагентства со ссылкой на руководителя Одесского военно-медицинского клинического центра Владимира Майданюка сообщили, что у пациента закрытая черепно-мозговая травма, переломы конечностей и другие повреждения, а также общее переохлаждение и шок 3-й степени. Внутренние органы не пострадали. По словам врача, угрозы для жизни офицера нет.
От места, где Дунай впадает в Черное море, до острова Змеиный — около 30 километров. Ми-8 пролетел около трети этого пути. Тела погибших были подняты из воды в радиусе примерно 200 метров от вертолета. Первоначально речь шла о 12 жертвах катастрофы, однако под конец поисково-спасательной операции это число возросло. Тринадцатый погибший — молодой парень, рядовой-контрактник 1989 года рождения, стал пассажиром вертолета буквально в последние минуты, потому в предварительных списках не значился. К слову, командир экипажа Александр Христий, о котором коллеги говорят как о человеке очень квалифицированном и опытном, отказался взять еще нескольких желающих на борт — несмотря на то, что погода была нормальная, ветер умеренный, майор, как можно предположить, не хотел рисковать перегрузкой своей машины…
Впрочем, о том, что вертолет перегружен не был, уже на следующий день после аварии заявил министр чрезвычайных ситуаций Владимир Шандра, назначенный главой специальной правительственной комиссии по расследованию причин аварии. Эта комиссия, в состав которой вошли представители ряда министерств и ведомств, результаты своей работы должна представить Кабинету Министров до 17 апреля — в соответствии с распоряжением, подписанным премьер-министром Украины Юлией Тимошенко.
В свою очередь, уголовное дело по факту падения вертолета возбудила военная прокуратура Южного региона Украины. Следственно-оперативная группа во главе с военным прокурором региона Николаем Фещуком устанавливала обстоятельства падения на месте происшествия. Туда же вылетел начальник следственного управления Главного управления военных прокуратур Генпрокуратуры Украины генерал-майор юстиции Валерий Журавель. Как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры, дело возбуждено по признакам статьи 416 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил полетов и подготовки к ним). Установить, что именно произошло, специалисты рассчитывают, в частности, с помощью "черного ящика" Ми-8: обнаруженный водолазами бортовой самописец (авиационный регистратор параметров полетов) с разбившегося вертолета был направлен для расшифровки в Одессу.
"Погибший командир экипажа — майор Александр Христий — очень квалифицированный, опытный летчик, налетавший много часов; вертолет был на 100 процентов технически исправен. Я сам летал на Змеиный в прошлую пятницу (за неделю до трагедии. — Прим. ред.) именно на нем", — рассказал изданию "КоммерсантЪ-Украина" помощник главы Госпогранслужбы Сергей Астахов. Отвечая на вопрос агентства "Интерфакс-Украина", он сообщил, что пограничный вертолет, потерпевший аварию, прошел перед вылетом обязательный технический осмотр. По словам С. Астахова, этот вертолет 1983 года выпуска является машиной усиленной надежности, капитальный ремонт проходил в 2005 году, а время его налета составляет 1937 часов. "Для вертолета такого класса это нормально и не очень много", — сказал С. Астахов. Он подчеркнул, что в ведомстве очень жестко подходят к техническому состоянию вертолетов, и перед каждым вылетом специалисты проводят осмотр, после чего дают свое заключение — разрешение на вылет. Между тем на время расследования Госпогранслужба временно приостановила полеты своей авиации.
"КоммерсантЪ-Украина" пишет, ссылаясь на собственный авторитетный источник в пограничной авиации — военного летчика первого класса, что "такие аварии случаются или под влиянием погодных условий, или из-за отказа оборудования, или из-за ошибки пилота". "Эти вертолеты не любят, когда им в хвост дует ветер, но исход такой ситуации зависит только от квалификации пилота. Они оснащены двумя двигателями, но одновременно оба почти никогда не отказывают, — рассказал собеседник издания. — Вертолет, который разбился, оборудован устройством, регистрирующим показатели всех приборов, а также сохраняющим переговоры. Изучив их, комиссия должна получить достаточно сведений, для того чтобы установить причину авиакатастрофы".
Следствие продолжается. А в Измаиле простились с погибшими пограничниками…

Фото Якова Славина.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.