На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«ПАМЯТНИК ГОЦМАНУ»


Елена ЛИТВАК "Тиква"

В Одессе будет установлен памятник человеку, который стал прототипом главного героя нашумевшего российского сериала "Ликвидация" — начальника уголовного розыска Давида Гоцмана. Об этом во время визита в Одессу сообщил глава МВД Украины Юрий Луценко. Скульптуру установят возле здания Главного регионального управления МВД на Еврейской, 12, уже в нынешнем году. Предполагается, что свое место она займет ко Дню милиции, который отмечается 20 декабря.

14-серийный телевизионный сериал "Ликвидация" режиссера Сергея Урсуляка повествует о работе одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Роль Давида Гоцмана исполняет Владимир Машков. Считается, что этот запомнившийся зрителям образ очень "созвучен" с реальным человеком — Давидом Михайловичем Курляндом. Он приехал в Одессу в апреле 1944-го и через 4 года стал заместителем начальника УГРО. Как рассказал Юрий Луценко, в музее МВД имеются фотографии одесского розыскника, так что скульптурное изображение будет соответствовать оригиналу.
В одесском Музее милиции хранятся и воспоминания Давида Курлянда, написанные в конце восьмидесятых. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые "настоящий Гоцман" расследовал с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски сухо, а где по-одесски, с юмором. Дневник — кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание: "Оборотень", "И оружие не помогло", "Случайное задержание", "Неудавшаяся гастроль", "Задача с одним неизвестным", "Засада", "Импортный макинтош", "Яшка китайчик"…
В те времена, о которых рассказывает сериал "Ликвидация", Одесса была в числе городов так называемого "особого списка". Это определение означает, что бандитизм здесь "зашкаливал", а согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени — вплоть до расстрела на месте в случае оказания сопротивления.
"Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе, — так писал Курлянд о послевоенной Одессе. — Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах... Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей".
В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Георгий Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка. Было проведено несколько громких операций. Одна из них, под названием "Маскарад", и легла в основу сценария.
— Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции "Одесса-главная". Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства, — вспоминает одессит Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. — Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар. — Прим. ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской…
Режиссер Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в "Ликвидации" выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд маршала Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. Действительно, в реальных воспоминаниях Давида Курлянда о событиях в Одессе в 1946-1948 годах нет практически ничего общего со сценарием "Ликвидации" — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев. "Не принимать всерьез" историческую сторону сериала настоятельно рекомендует и известный одесский краевед Олег Губарь:
— Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких "лесных братьев", с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик, потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на Юге Украины? Возможно, строительные леса возле оперного театра имелись в виду? Конечно, не происходило и ареста "воров в законе" на концерте Леонида Утесова. Понимаете, даже не стоит об этом говорить, это же не документальное кино…
— Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по "зачистке" Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле, — говорит автор двухтомного романа "Ликвидация", написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко. — Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время...
Сразу после выхода "Ликвидации" знатоки Одессы, всласть поругав все то, что одесситы могут поругать в "одесском фильме", снятом москвичами (а "ляпов" в нем действительно хватает!), выдвинули сразу несколько версий относительно того, кто именно может считаться прототипом Давида Гоцмана. Назывались имена Артема Кузьменко, заместителя начальника управления НКВД по Одесской области, оперативника Франка, сотрудника специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига, Виктора Павлова, который с 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом…
— Никто из съемочной группы "Ликвидации" не интересовался воспоминаниями опера Давида Курлянда, — утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — Ни Машков, ни Урсуляк их не читали. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен... так Давидов тогда в Одессе много было...
Тем не менее, сам Василий Давиденко в Гоцмане видит именно Давида Курлянда, с которым был знаком лично. Вспоминает, что Давид Михайлович много занимался милицейским музеем, экспонатами, тщательно собирал документы. Говорит, что Курлянд был на хорошем счету у коллег и начальства. Быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное — был трудоголиком и обладал неимоверным сыщицким нюхом…
Родился Давид Курлянд в 1913 году, был младшим в семье, в начале двадцатых жил в детдоме (мать была не в силах прокормить троих детей). В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми — сыном и дочерью — жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер полтора десятка лет тому назад. Таковы скупые строчки биографии из личного дела…
— В 1946 году Курлянд работал начальником отдела уголовного розыска, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, — вспоминал в интервью газете "Добрый вечер" ветеран милиции Владимир Олейниченко. — Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: "Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!". Я взял трубку, оказалось — говорит Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии, попросил найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы… С 1958 года Давид Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой. Однажды позвонил Курлянду тогдашний начальник управления городской милиции и спросил: "Вы знаете, что ограбили Сбербанк?". Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: "Зачем вы тогда там сидите?". После этого он и положил заявление на стол.
С его уходом милиция многое потеряла…
Наверное, споры о том, кто из реальных исторических персонажей "больше похож" на Гоцмана, будут еще продолжаться. Так же, как и дискуссии на тему, насколько точно создатели сериала воплотили в своей работе Одессу (или свое представление о ней). Съемки сериала проходили в обычных одесских дворах, жилых квартирах и подъездах. Натуру и "гримировать" особой нужды не было: сегодняшние улицы Молдаванки или Слободки вполне сошли за "сразу после войны". А вот российским актерам для пущей убедительности пришлось брать уроки "одесского языка" (сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе, специально ездил в общественном транспорте, консультировался с собирателями местного фольклора). Бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в "Ликвидации" роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — она родом из Одессы. Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа. "Кошмар! Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по-московски", — ужасался режиссер Сергей Урсуляк, а Владимир Машков признался, что долго потом отучался "шокать". О своей работе над ролью Гоцмана он рассказал "Комсомольской правде":
— Владимир, заполучить вас в кинофильм не так-то просто, чего уж говорить о сериале, пусть даже его снимает и очень хороший режиссер. Как вас удалось уговорить на эту роль?
— Во-первых, вы правы, режиссер замечательный! Я снимался в картине Сергея Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы", где сыграл небольшую роль, но этот открытый светлый фильм меня просто покорил. Так что поработать с таким режиссером еще раз — большая удача. Кроме того, я не отношусь к "Ликвидации" как к сериалу. Сценарий у этой истории уж больно хороший. А от хороших сценариев не отказываются.
— Очень многие сравнивают "Ликвидацию" с любимой нашим зрителем картиной "Место встречи изменить нельзя". А у вас не возникло такого дежавю, когда вам предложили эту роль?
— "Место встречи..." — фильм, на котором я вырос, и буду продолжать жить. На мой взгляд, это одна из самых блистательных картин. И если между "Ликвидацией" и фильмом Говорухина есть что-то схожее — это прекрасно. Тем не менее, колорит у этих картин все-таки разный.
— На семь месяцев съемок вы погрузились в послевоенную разруху Одессы. Как вам жилось в том времени?
— Замечательно! Я получил много новых эмоций, потому что на площадке работало только одних актеров 120 человек. Это был мощный обмен опытом. Мы снимали по 15-16 часов в день, и я настолько погрузился в эту историю, что буквально зажил той жизнью. Кроме того, в Одессе у меня живут друзья, и свободное время мы проводили вместе. Они мне показали город. Мы катались на лодке, загорали, просто гуляли. Одесситы нас очень поддерживали: и подкармливали, и утепляли, когда нужно, и давали кров во время дождя. Хотя они сами говорят: "Ушел, ушел дух Одессы", — но по моим ощущениям, он остался…
А герои "Ликвидации" тем временем уже "пошли в народ". В одном из телевизионных интервью телекомпании "РИАК" народный депутат Сергей Гриневецкий рассказал, что в пору недавней смены одесских губернаторов ему поступило предложение из столицы — вернуться в кресло главы облгосадминистрации. Его тогда спросили: "Каких полномочий хотелось бы?". Гриневецкий ответил, что его вполне устроили бы "полномочия маршала Жукова и — два Гоцмана рядом". Но, кажется, на том конце провода его не очень-то поняли…

(По материалам СМИ.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.