На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИЗ ИСТОРИИ УМАНИ. ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА


Умань — город маленький. Разумеется, только с географической точки зрения, — так, во всяком случае, думают сами уманцы. К преимуществам Умани относятся ее удобное географическое расположение, близость к крупнейшим центрам и, в то же время, обособленность. Население города продолжает расти, поэтому в Умани постоянно строятся новые жилые массивы, развивается инфраструктура города. Но как ни велико политическое, экономическое и историческое значение этого города, он очень мал — это географический факт. Поэтому понятно, что для тех, кто никогда здесь не бывал или был недолго, Умань ассоциируется, прежде всего, с ее историческими местами: дендрологическим парком "Софиевка", историко-культурным центром "Могила цадика Нахмана" и многочисленными синагогами. Значение этих мест в истории, политике, экономике, да и в повседневной жизни города и каждого его жителя огромно. О них говорят, пишут книги, снимают фильмы. Они того заслуживают. И объединяет все эти исторические места один временной период: конец XVIII — середина XIX века.
О нем и пойдет разговор.
Конец XVIII века был знаменательным для Умани. В 1796 году ее владелец граф Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий в своем имении под Уманью разбил огромный парк, получивший название "Софиевка", названный так в честь его жены Софии. Этот уникальный памятник садово-парковой культуры стал украшением города, и слава о нем распространилась далеко за пределы края. Т.Г. Шевченко, неоднократно бывавший в Умани, так писал в повести "Княгиня": "Видал я на своем веку такие порядочные сады, как, например, Уманский и Петергофский". Останавливался в городе и А.С. Пушкин. Военную службу в Умани проходил И.П. Котляревский. А вот Максима Горького в "Софиевку" не пустили по той причине, что он был "бедно одет". В Умани жили, учились и посвятили своему городу произведения выдающиеся украинские писатели Н. Бажан, Ю. Смолич, А. Корнейчук. Ю. Смолич в воспоминаниях писал: "Я родился в "Софиевке" — Умани. Лучшего места для появления на свет я не могу и придумать".
В Умани увидели свет многие произведения еврейской литературы на идиш. С городом связана биография классика детской литературы Лейба Моисеевича Квитко, поэта и прозаика Моисея Израилевича Хащеватского и литературоведа Петра Израилевича Альтмана. В городе родились поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер. Уманцем является Григорий Исаакович Полянкер, книги которого переведены на многие языки. С Уманью связана и биография Давида Бергельсона, писавшего о жизни евреев России и создавшего ряд психологических романов.
Экономическому развитию Умани способствовало ее удобное географическое местоположение. Здесь пересекались торговые пути, которыми беспрерывно двигался поток телег с товарами. Умань конца XVIII века была типичным еврейским местечком — маленьким, компактным. Большинство жителей были связаны с торговлей. Исторический центр Умани — ратуша и рыночная площадь возле нее. В большинстве домов, смотревших на нее окнами, размещались магазины или лавки, и здесь же — жилье самих хозяев. Улицы расходились от рыночной площади во всех направлениях, некоторые изгибались и сливались в одну.
Многие жители местечка, хотя имели лавки, зарабатывали разными ремеслами, причем значительная часть — шитьем. В те времена в каждом доме была швейная машина, а кое у кого и прялка: все шили сами, поэтому приходилось евреям ездить по селам и хуторам. Однако по пятницам они возвращались домой, отмывались и праздновали Субботу. Была еще одна "еврейская" специальность — коробейник. Коробейников всегда ждали крестьяне, чтобы купить тот мелочной товар, который еврей мог принести на своих плечах. Особенно оживлялась Умань по четвергам — в базарный день, когда сюда съезжались крестьяне из окрестностей: они привозили на продажу свою продукцию и делали необходимые покупки. Тогда жизнь в еврейских лавчонках кипела. Евреи, да и не только они, сами пекли хлеб, на приусадебных участках выращивали фрукты и овощи, варили варенье, делали наливки из вишни и изюма, варили пиво, а если не пиво, то "мед". Некоторые держали скот — коров и коз, но у большинства была домашняя птица — индюки, утки, куры, гуси.
Но тонкая прослойка "элиты" все же присутствовала. Это были более зажиточные, а главное, более образованные горожане. Их называли "балабатим" (буквально "хозяева", от слова "балабос" — хозяин, это выражение можно перевести как "солидность"). В эту группу входили лавочники, торговцы зерном, мукой, скобяными товарами, держатели дровяных складов. Многие из них в юности учились в иешивах Восточной и Центральной Европы. В Умани они основали "Общество изучения Талмуда". Стоит заметить, что зажиточность приветствовалась, но безусловным пропуском в круг "балабатим" не служила. Отпрыск состоятельной семьи, которого родители не отправили учиться в иешиву, малограмотный и пренебрегающий талмудическими штудиями, пусть он даже был преуспевающим торговцем, не допускался в избранное общество, и редкий "балабос" согласился бы видеть его своим зятем. Но сын ремесленника с репутацией ученого был нарасхват, к его родителям посылали сватов почтеннейшие отцы города. После свадьбы тесть брал его на десятилетнее содержание, но если молодой человек проявлял особые способности к учению, содержание продлевал.
Во второй половине XVIII века в еврейских общинах Украины распространилось новое религиозное движение хасидизм, от слова "хасид" — "благочестивый". Это движение имело большое количество разных направлений и ответвлений. Одним из самых влиятельных среди них стало движение брацлавских хасидов. Его основателем и духовным лидером был цадик Нахман Брацлавский (1772-1810), правнук основателя хасидизма Баал Шем-Това. В 1802 году рабби Нахман побывал проездом в Умани
и посетил еврейское кладбище, где похоронены тысячи жертв массовых погромов. Здесь он завещал, чтобы его похоронили среди этих мучеников. "Там души умерших за веру ждут меня", — говорил он.
В 1810 году он переехал в Умань, где продолжал проповедовать. Рабби Нахман гулял в знаменитом парке "Софиевка", здесь были написаны такие строки: "Ручеек, что течет, — источник мудрости", "Весь мир — очень узкий мост". В последний раз он собрал своих учеников в ночь Рош-а-Шана и завещал приходить к нему именно на этот праздник. В 18-й день месяца тишрей, 16 октября 1810 года, рабби Нахман скончался, прожив всего 38 с половиной лет. Его могила на старом кладбище в Умани является местом поклонения паломников, которые приезжают сюда со всех концов света. Каждый, кто вознесет в этом месте к небесам свои молитвы, обещал рабби Нахман, найдет в его лице заступника перед Всевышним…
Евреи Умани строили много синагог. В середине XIX века в Умани их было 19. Крупные общины Умани обустраивали обширные каменные синагоги, а евреям мелких общин часто приходилось ютиться в крохотных хатах, которые не вмещали всех молящихся. По инициативе известного финансиста В.И. Файнштейна, занимавшего высокое положение не только в еврейском мире, в центре городского еврейского квартала была построена частная синагога, известная как Центральная.
В ней находились книги хроник общины (пинхасы), ее казна и все документы. Долгие годы основное здание синагоги сохраняло свой первозданный вид. А рядом с ним росли новые строения, не имеющие к синагоге никакого отношения.
Часто синагоги не разрешали строить выше окружающих домов, и чтобы зал для молитв получился высоким, опускали пол на несколько метров. Для Центральной синагоги на улице Кагальной (сейчас улица Спинозы) было поставлено дополнительное условие: чтобы "впереди синагоги на той же площади возвести избу, которая заслоняла бы синагогу с улицы Дворцовой, со стороны Военного собора" (сейчас кинотеатр имени Черняховского). Здания синагог служили и для защиты жителей от нападения врагов. Так, городская хоральная синагога уманского предместья (ныне — территория завода "Мегомметр") неоднократно служила убежищем, за ее мощными стенами можно было укрыться во время набегов, грабежей и осад. Она была снабжена бойницами для обороны со всех сторон и стала пограничным постом на пути вражеских набегов.
Евреи Умани заботились об украшении своих синагог. Прихожане заказывали богато украшенные свитки Торы и дарили их синагогам. Особенно заботились о красоте Арон-акодеш — хранилища свитков Торы. В городской хоральной синагоге стены и потолок изнутри были украшены лепными узорами и разрисованы знаками, которые иллюстрировали изречение из Талмуда: "Будь отважен, как тигр, легок, как орел, быстр, как олень, и храбр, как лев, — при исполнении воли Отца твоего Небесного".
Денег постоянно не хватало, но общинная жизнь продолжала существовать — за счет частных пожертвований. Банкир В.И. Файнштейн, а также семьи видных предпринимателей — братья Шварцманы, Шапиро, Френкели, Пинесы и другие — жертвовали огромные средства на благотворительные нужды общины. Файнштейн был столь уважаемым человеком, что — единственный из евреев — именовался в официальных актах "гражданином Умани" (раньше так обращались к дворянам) вместо обычного "иудей". Пользуясь покровительством со стороны городской Думы, он неоднократно получал разрешение на строительство новых домов, подключение к ним городского водопровода, который на его средства был проведен в город по улице Малофонтанной из парка "Софиевка".
Состоятельные иудеи считали делом чести принять участие в каком-либо благотворительном начинании. Так, на деньги семьи видного еврейского филантропа Фишмана в Умани построили дом для престарелых и инвалидов, приют для сирот, а также деревянное помещение театра-цирка. Здесь выступали коллективы корифеев украинского театра — М.Л. Кропивницкого, П.К. Саксаганского, Н.К. Садовского. Фишман содержал и еврейский любительский театр, деятельность которого, несомненно, способствовала подъему еврейской культуры в Умани. Для всех желающих была открыта Еврейская общественная библиотека. Среди еврейского населения огромным успехом пользовалась книга "Открытие Америки", которую Хаим Хайкель Гурвич из Умани перевел на иврит и на идиш. "Книга Гурвича, — писал современник, — была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка".
Уманские евреи жертвовали средства и на городское благоустройство. Городские улицы были вымощены булыжником, а в центральной части города проложены рельсы для трамвайного сообщения на конной тяге, улицы освещались фонарями, действовала телефонная сеть, были построены театр, прачечная, лечебница и многое другое. По этому поводу газета "Киевские губернские ведомости" писала, что "Умань — это Киев в миниатюре", и уманцы с таким сравнением согласны.

Владимир ШВАРЦМАН,
"Еврейский обозреватель".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.