На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

101 ВОПРОС ОБ ОДЕССЕ

ВОПРОС № 64: ГДЕ И КАК СТРАХОВАЛИСЬ НАШИ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ?


Страховое дело

Самые первые страховые компании в Одессе устроены стараниями великого благодетеля города и края — герцога де Ришелье. Императорское страховое общество (Camera imperiale delle assicurazioni) основано в 1806 году преимущественно французскими и отчасти итальянскими предпринимателями. В него "тихой сапой" вошли и греческие негоцианты, склонные к, скажем так, идеологическому плагиату. Спустя короткое время, увидев, что дело прибыльное, греки предумышленно поссорились с французами и организовали свое, альтернативное, Греко-российское страховое общество — в 1808 году. У истоков первого стояли известные Сикар, Рено, Сен-При и, вероятно, Шансиньон, Лесар, Велари. Вторым руководили тоже популярные в Одессе фигуры: Иоанн Дестуни, Феодор Серафино и Иоанн Петало.
Обе эти компании занимались, в основном, морским страхованием и в меньшей степени — универсальными кредитно-банковскими операциями, поскольку первая попытка Дюка устроить местный заемный банк не увенчалась успехом. Следует уточнить, что в течение ряда лет одесситы и их морские коммерческие конторы далеко не всегда являлись судовладельцами, а по большей части фрахтовали транспортные средства, ходившие под австрийским, турецким, сардинским, английским, французским и прочими флагами. Другими словами, транспортирование грузов осуществлялось опосредованно, через несколько промежуточных инстанций, что усиливало значимость страхования рисков.

Курьез. Сегодня верится с трудом, однако еще в конце ХVIII и в первые десятилетия ХIХ столетия на Средиземноморье вовсю хозяйничали пираты! Так, летом 1827 года одесский шкипер, серб Иосиф Силич, на своем судне "Графиня Воронцова" атаковал пиратскую бригантину, захватившую российское судно "Быстрый" вблизи острова Хиос. В результате сражения "Быстрый" удалось отбить, за что Силич был пожалован золотой медалью на Владимирской ленте с надписью "За усердие".

Третье по счету страховое общество в Одессе возникло в 1813-1814 годах и называлось Компания греков-страхователей. Возглавляли ее солидные предприниматели Иоанн Амвросио, Илия Манесис и Сергий Ксидиас (на ум тотчас приходят персонажи "Интервенции" Льва Славина — семейка банкиров Ксидиас; реально Банкирский дом И. Ксидиас в Одессе был довольно авторитетным в 1910-е годы). Прибыль этого сообщества, как и прежних, составляла 10 процентов — это была плата за услуги страхователей. Однако вся эта прибыль шла исключительно на благотворительность — финансирование греческой школы и больницы в Одессе!

Курьез. И в последнем случае инициаторами были французы, продумавшие новую страховую схему.
"И снова грекам повезло, — пишет современник, — они "разошлись во мнении" с французами в то время, когда эта система только начала организовываться, и греки вторично решили отделаться от французов и создать свою, в точности такую же систему, с названием Торговая касса Одессы".

Так возникло четвертое по счету страховое общество. Торговая касса Одессы предоставляла денежные займы под проценты — как правило, торговцам, погашавшим задолженности кредиторам. Это общественное учреждение становилось якорем спасения для многих одесситов, избавляя их от необходимости попадать в кабалу к ростовщикам. Умеренные проценты, взимаемые "Кассой", устраняли конкуренцию этих не в меру алчных господ. Руководили "Кассой" упоминавшиеся Серафино и Петало, а также Моисей Падзю.
"Страховая история" Шарля Сикара. Ближайший сподвижник Ришелье, пушкинский знакомец Шарль (Карл) Сикар (1773-1830?), как было сказано, — один из идеологов и пионеров страхового дела в Одессе. В конце 1820-х годов финансовая основа его бизнеса сильно пошатнулась. Анализируя различные архивные документы, авторитетнейший одесский краевед В.А. Чарнецкий пришел к заключению, что гибель Сикара во время кораблекрушения спровоцирована или же сымитирована. Известно, что в 1830 году он совершенно неожиданно предпринял морское путешествие, чего никогда не делал даже в молодые годы. Судно действительно село на камни или на мель, после чего все до единого члены экипажа и пассажиры благополучно добрались до берега на баркасах. Сикар же, как сообщили, пропал без вести. Учитывая, что пропавший был надлежащим образом застрахован, семейству его удалось выпутаться из долгов. Очевидно, Шарль Сикар пожертвовал собой ради близких. Впрочем, не исключена возможность, что он сошел в одиночку на берег и доживал где-нибудь инкогнито.
До рубежа 1870-1880-х годов основными страхователями в Одессе были преимущественно представительства, отделения, агентства крупных российских и зарубежных страховых обществ и компаний. Прежде всего, Первое Российское страховое общество, учрежденное в 1827 году (накануне первой мировой войны его офис помещался на Ришельевской, № 12). До сегодняшнего дня металлические "марки" этого общества можно увидеть на стенах отдельных когда-то застрахованных домостроений, в частности — на бывшем доме Прокопеуса (возведенном приблизительно в 1796 году!), на пересечении Екатерининской и Греческой улиц.
Таких агентств крупных страховых фирм в Одессе в середине 1910-х годов было не менее сорока! В том числе:
Белостокское общество взаимного страхования;
Варшавское страховое от огня общество;
Харьковское общество "Взаимопомощь";
Страховое общество "Волга";
Второе Российское страховое общество (основано в 1835 году);
Генеральное общество страхования жизни и пожизненных доходов (основано в 1889 году);
Российское общество страхования капиталов и доходов "Жизнь" (основано в 1835 году);
Общество страхования жизни и капиталов "Заботливость";
Московское страхования от огня общество;
Общество взаимного страхования жизни "Нью-Йорк";
Общество взаимной помощи на случай смерти;
Первое общество взаимного страхования жизни (основано в 1902 году);
Первое русское общество взаимного страхования от падежа животных;
Страховое от краж со взломом общество "Помощь";
Русское страховое общество "Помощь";
Рейнско-Вестфальский Ллойд;
Российское транспортное и страховое общество (основано в 1844 году);
Страховое общество "Россия" (основано в 1881 году);
Страховое общество от огня; ценностей и транспортов "Русский Ллойд";
Русское страховое общество (основано в 1867 году);
Русское страховое общество от огня (основано в 1867 году);
Общество взаимного страхования в Москве "Русь";
Общество страхования от огня, несчастных случаев, грузов "Саламандра";
Санкт-Петербургское общество страхования;
Северное страховое общество (от огня);
Французское общество страхования жизни "Урбэн" (основано 2 июня 1889 года);
Общество страхования жизни "Эквибеталь" (основано в 1859 году);
Московское страховое общество "Якорь" (основано в 1872 году).
Большинство из перечисленных предприятий занималось, несмотря на "тематические" названия, смешанным страхованием, во всяком случае — одновременно несколькими видами страхования. Уточним этот момент на примере нескольких популярных в Одессе страховых фирм.
Скажем, Санкт-Петербургское общество страхования занималось следующими операциями:
1. Страхованием от огня: фабрик, заводов, всякого рода строений, движимых имуществ, товаров и т. д.
2. Страхованием жизни "по разнообразным и новейшим комбинациям — для обеспечения семьи, собственной старости, приданого для девушек, стипендий для мальчиков и пр.".
3. Страхованием отдельных лиц от всякого рода несчастных случаев: при исполнении служебных обязанностей, в частной жизни, в ходе путешествий, на железной дороге, в театрах и т. д.
4. Страхованием служащих "с включением риска от вооруженных нападений". Коллективным страхованием рабочих от профессиональных несчастных случаев на промышленных предприятиях.
5. Специальным страхованием владельцев автомобилей "от всякого рода несчастных случаев с ними самими, шоферами и седоками". Страхованием гражданской ответственности владельцев автомобилей за несчастные случаи с третьими лицами.
Теперь — реестр услугам, оказываемым Российским транспортным и страховым обществом.
1. Транспортировка кладей
и товаров по России и за границу.
2. Хранение кладей и товаров.
3. Выдача ссуд под проценты.
4. Комиссионная продажа товаров.
5. Страхование кладей и товаров от огня и потерь при транспортировке и на складе.
6. Страхование судов.
7. Страхование от огня движимых и недвижимых имуществ всякого рода.
8. Собственная первоклассная пароходная регулярная (пассажирская и грузовая) линия по портам Черного моря.
Как видим, страховые фирмы одновременно выполняют функции кредитно-банковских, транспортных и страховых учреждений, а сверх того — коммерческих (комиссионерских) контор. "Кредитно-банковская функция" еще более отчетливо прослеживается в деятельности известного страхового общества "Русь". Согласно его уставу, все страхователи состоят действительными членами Общества "и, не принимая на себя стеснительной бессрочной и неопределенной в смысле суммы круговой поруки и не отвечая за убытки, как бы велики они ни были, пользуются не только в начале поступления в члены Общества уменьшением премии (то есть регулярных страховых выплат. — О. Г.), но еще получают из чистой прибыли Общества дивиденд, который назначен на погашение премии последующих лет".
Показательна в этом смысле и система, разработанная одним из самых популярных в старой Одессе страхователей — Российским обществом страхования капиталов и доходов "Жизнь". Общество занималось "исключительно и специально страхованием жизни и принимало страхования со льготой ненарушимости (продление полисов), то есть лицо, уплатившее премию за три года и более, оставалось в полной первоначальной страховой сумме, без дальнейшего платежа премии". Другими словами, страхование продлевалось неограниченно, без дальнейшей помесячной оплаты.
Перечисленные фирмы были чрезвычайно мощными финансовыми структурами, что видно из следующих цифр. Так, капитал того же общества "Жизнь" составлял более 45 миллионов рублей. С 1835 по 1912 год Общество выплатило страхователям около 65,5 миллиона рублей компенсации. Примерно таков был и капитал страхового общества "Россия", а капитал, например, французского "Урбэна" исчислялся в сотнях миллионов франков. Были, понятно, фирмы и поскромнее: так, стартовый капитал "Якоря" составлял лишь 2,5 миллиона.
Что касается эксклюзивно одесских страховых фирм, то их в начале двадцатого века было всего четыре:
Одесское общество взаимного страхования от огня (ул. Гулевая, № 5);
Одесское общество взаимного страхования фабрик и ремесленников (ул. Дерибасовская, № 5);
Черноморское общество взаимного страхования судовладельцев, учрежденное в 1905 году (ул. Дерибасовская, № 5);
Южное общество взаимного страхования стекол: страхование от побития и излома (ул. Софиевская, № 36).
Учреждение двух последних связано с трагикомическими обстоятельствами. Черноморское общество взаимного страхования судовладельцев — как бы порождение "потемкинских дней в Одессе", когда толпа погромщиков сожгла эстакаду и пакгаузы в порту, а кроме того, начисто сгорели пароходы Добровольного флота, Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ) и других судоходных компаний — "Петр", "Платон", "Сергей" и "Екатерина". Что до Южного общества взаимного страхования стекол, тут тоже не обошлось без влияния погромов (1871, 1881 и др.), которые сопровождались грандиозным битьем стекол в окнах еврейских домов, магазинов, лавок, заведений, культовых сооружений.
Наибольшим авторитетом в городе и за его пределами пользовалось Одесское общество взаимного страхования от огня. История одесских пожаров вообще одна из самых драматических в летописи местных исторических событий. Достаточно вспомнить катастрофический пожар 2 января 1873 года, совершенно уничтоживший только что отремонтированный Городской театр. Здесь же уместно сказать, что, например, упоминавшийся дом барона Рено (впоследствии принадлежал барону Кальма, братьям Стифель и др.) только в девятнадцатом столетии пережил не менее трех больших пожаров и, конечно, был застрахован на этот случай.

Курьезы. Один из пожаров в доме Рено произошел в декабре 1869 года. Начался он ночью в знаменитом "Английском базаре" братьев Стифель — магазине, торговавшем предметами роскоши, в том числе — дорогими винами. И вот одесская "общественность" тут же принялась вытаскивать из огня все то, что уж совсем плохо лежало. "Вот низкорослый человек тащит под мышками две роскошные японские вазы и держит в руках по бутылке вина, — пишет взволнованный репортер, — что-то падает ему под ноги, он падает, поднимая кверху бутылки, и от ваз остаются одни дорогие черепки... Пожар привлекал к себе особенное сочувствие многих личностей... Воры действовали с увлечением..."

Характерной чертой одесского быта в 1850-е годы сделались регулярные поджоги застрахованных домов. "Почти каждую ночь происходило по несколько пожаров, — свидетельствует современник, — причем пламя вдруг охватывало все здание... Прибывавшей с несколькими бочками воды пожарной команде не оставалось уже ничего делать... Страховая премия получалась сполна. Нетрудно было догадаться, что это умышленные поджоги с корыстной целью, но труднее было доказать умысел и отыскать виновных". Далее рассказывается о пожаре на Ришельевской улице, при котором начисто сгорел "двухэтажный флигель при доме Бр-на". В результате расследования выяснилось, что для поджога специально была нанята "бригада" под началом "подрядчика-поджигателя, прозванного по-уличному Фейербранд". В другой раз на одном пожаре специалист-поджигатель "не успел уйти, как подъехала пожарная команда, и упал с крыши на руки пожарным, со спичками и разными препаратами для поджога". Ввиду часто повторявшихся поджогов этот попавшийся на горячем тип был предан военному суду и расстрелян — поджоги немедленно и надолго прекратились.
Несколько слов об одесской пожарной команде. Поскольку изначально она входила в введение полицмейстера и составляла подразделение городской полиции, то и будет правильно считать датой ее основания учреждение Дерибасом должности одесского полицмейстера, то есть 14 июля 1795 года. Стало быть, ее первыми шефами можно называть первых полицмейстеров — Кирьякова и Лесли.
В первые десятилетия ХIХ ст. весь "инвентарь пожарной команды состоял из двух бочек и четырех ручных труб". Довольно часто оставалась вакантной и штатная должность одесского брандмайора. Скажем, в 1827 году на это место даже не нашлось свободного и знающего пожарное дело чиновника, и власти предложили заявить о своем желании "баллотироваться" на этот пост желающих горожан.
Из лучших брандмайоров Одессы следует назвать Н.А. Садыкова (ул. Садиковская, на Молдаванке, на самом деле — Садыковская, и названа так по фамилии домовладельца, отца одесского брандмайора). Он проявлял мужество и героизм не только на пожарах, но и, скажем, при поимке преступников и предотвращении погромов в 1871 году — в городе и градоначальстве.
Из крупных пожаров конца ХIХ — начала ХХ веков наиболее памятен пожар в Пассаже, утушенный местной пожарной командой. Дотла сгорела только башенка-шпиль, украшавшая купол здания на углу Преображенской и Дерибасовской. Еще один сильный пожар был пресечен примерно в то же время во втором этаже дома Роте, на углу Дерибасовской и Красного переулка, где до недавнего времени располагалось популярное заведение "Фидель".
Специфическая пожароопасная обстановка в Одессе во второй-третьей четверти ХIХ ст. и привела к идее создания собственного страхового общества от огня. Первый проект устава составил в 1878 году гласный Думы Н. Депп. Затем он долго обсуждался и, наконец, был принят во второй редакции в 1881 году. Так возникло Одесское общество страхования от огня, позитивная деятельность которого была высоко оценена в столичных периодических изданиях уже в следующем, 1882, году.

СФЕРЫ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, КОММЕРЦИИ И БЫТА, СОПРЯЖЕННЫЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СТРАХОВАНИЯ

Кредитная и банковская система Курьез. "...А теперь я хожу и не узнаю нашего Черноморска. Где все это? Где частный капитал? Где первое общество взаимного кредита? Где, спрашиваю я вас, второе общество взаимного кредита? Где товарищество на вере? Где акционерные компании со смешанным капиталом? Где все это? Безобразие!"

Не зря до слез растрогался незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский, внимая сладкоголосому зиц-председателю Фунту. Таки да были в Одессе нумерованные и не нумерованные кредитные общества. И не только первое и второе, но, скажем, купеческое, промышленное, домовладельческое, землевладельческое и иные прочие. Было даже местечковое Молдаванское ссудно-сберегательное товарищество, Общество взаимного мелкого кредита, товарищество "Труд и сбережение". В общей сложности — не менее сорока исключительно солидных кредитных и банковских учреждений накануне революции.

Олег Губарь.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.