На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРЕМЬЕРА, КОТОРУЮ ЖДАЛИ


После долгих странствий по международным кинофестивалям 7 сентября на экраны кинотеатров Украины вышел дебютный фильм Евы Нейман "У реки", созданный на Одесской киностудии. Всеукраинская премьера картины с успехом прошла в Одессе 30 августа в кинотеатре "Маски", а после этого, 4 сентября, состоялась и киевская премьера в кинотеатре "Жовтень". На протяжении двух недель фильм будет демонстрироваться в артхаусном кинотеатре "Маски", по два сеанса в день.

Столь большой срок кинопроката в Одессе - две недели - является беспрецедентным случаем для кинотеатра "Маски". Тем самым кинотеатр и кинодистрибьютор фильма, прокатная компания "Артхаус Трафик", выражают свою поддержку отечественному авторскому кино и стремятся показать его востребованность у зрителя.
Одесситы помнят скандал, разразившийся на Одесской киностудии в связи с тем, что худсовет не утверждал сценарий, представленный режиссером. Как бы то ни было, в готовой картине нет ничего, что оскорбляло бы общественную нравственность, нет смакования негатива сегодняшней жизни. Фильм получился светлым и ностальгичным, даже время действия довольно условно, от пятидесятых - и до наших дней. Некоторые герои в откровенно старомодных костюмах, иные пользуются мобильными телефонами, но никогда в кадр не попадает кричащая реклама. Это повествование о людях, переживших социальные катаклизмы, но не утративших радость бытия.
В фильме заняты замечательные актеры Нина Русланова, Марина Полицеймако, Сергей Бехтерев, Юрий Невгамонный, Наталья Бузько. Автором сценария является Сергей Четвертков, постоянный автор режиссера Киры Муратовой.
В работе над сценарием принимала участие Ева Нейман, вдохновленная прозой Фридриха Горенштейна.
Оператор-постановщик Алексей Убейволк не балует зрителя нарочитыми эффектами, "картинка" льется спокойно и мерно, совсем как воды реки, задающие ритм неторопливому киноповествованию. Художник-постановщик Владимир Евсиков не допустил присутствия в кадре ни одной лишней вещи, детали; быт двух старушек, их мебель, посуда, костюмы отображены до боли достоверно. Ощущения неправды у зрителя так и не возникнет до самого конца фильма. Особенно у зрителя одесского: в нашем городе очень много таких угасающих среди старинных комодов, картонок и вазочек для варенья пожилых дам, чьи судьбы приобрели трагический надлом в ходе непростой истории страны Советов.
До всеукраинской премьеры фильм успел стать участником Роттердамского Международного кинофестиваля, войти в конкурсную программу Московского Международного кинофестиваля, а также в конкурсную программу Лондонского Международного кинофестиваля, завоевать приз "The Silver Grape" на Международном кинофестивале в Лагове.
Приз "За лучшую женскую роль" достался Марине Полицеймако на Севастопольском международном кинофестивале. Ее героиня, пережившая за долгую жизнь всех своих детей, кроме дочери Маши (ее играет Нина Русланова), не может не растрогать.
- Однажды я прочитала рассказ Фридриха Горенштейна "Старушки", и он меня очень тронул, - рассказывает режиссер фильма Ева Нейман. - В основе сюжета - описание одного длинного дня, прожитого двумя очень старыми женщинами - матерью и дочерью. В их жизни уже давно ничего не происходило, и однажды они вышли из дома и отправились к реке. Вся трагедия в том, что это, скорее всего, последняя их совместная прогулка. Мне хотелось бы, чтобы ленту увидело как можно большее количество людей.
Это фильм, наполненный чувствами. Его нужно переживать не умом, а сердцем. Картина - о взаимоотношениях между близкими людьми, она как часть жизни, такой разной и полной противоречий.
Вдохновивший Еву Нейман на создание фильма "У реки" писатель Фридрих Горенштейн, автор пьес, киносценариев, литературоведческих статьей. Он написал 16 сценариев, по пяти из них были поставлены фильмы, ставшие классикой советского кинематографа: "Солярис", "Седьмая пуля", "Раба любви", "Комедия ошибок". После перестройки его произведения появились в России, литературные журналы публиковали, в основном, его рассказы.
Пресса весьма интересно откликнулась на дебютную полнометражную художественную ленту Евы Нейман. "Настоящая психологическая драма на небосклоне эсэнгешного кинематографа последнего десятилетия - явление исключительное. Уставший от поверхностных сценариев, кинозритель может потирать руки в предвкушении серьезного и глубокого кино. В том, что фильм "У реки" именно такой, нет сомнений", - пишет Оксана Гончарук в газете "День". "Как на мой вкус, в медлительном и далеко не всеми принимаемом фильме есть и самое главное - не то, что "увидишь", а то, что "дочувствуешь"... То, что в течение полутора часов будет ногтем памяти царапать по нервным окончаниям, не дав возможности оторваться от экрана..." - признается Олег Вергелис, обозреватель газеты "Зеркало недели". "Обьективно - это нечто новое на нашем прокатном небосклоне. "У реки", даром что дебютная работа, демонстрирует уверенного в своем праве на высказывание человека, знакомого с профессией не понаслышке", - констатирует журнал "ШО".
А вот как оценивает работу Евы критик Алена Солнцева ("Время новостей"): "Конечно, следы муратовского влияния в фильме есть, но есть и отличия, позволяющие верить в появление в Украине нового режиссерского дарования".
- Каждый автор хочет, чтобы его фильм увидело как можно больше публики, но так не всегда получается, - говорит Ева Нейман. - Во всяком случае, я свой дебют сняла по совести. Фильм - человеческий, человечный, о простых вещах, которые каждому знакомы. Я окунулась в теплый материал. Надеюсь, моя работа так или иначе может тронуть многих. В Берлине я училась, а не эмигрировала, была и остаюсь гражданкой Украины. А европейский опыт, думаю, очень во многом помог. Там нас воспитывали на мировом кинематографе, преподавали люди со всего мира. Я работала в Европе на съемочных площадках немецких картин - и помощником режиссера, и монтажером, и кем угодно, лишь бы знать все стадии кинопроизводства "от и до". У Киры Муратовой на самом деле я была просто практикантом - проходила стажировку. Я просто присутствовала и тихонечко наблюдала за работой, - ассистенткой ее, как пишет пресса, я никогда не была, меня бы просто никто не подпустил тогда к такой работе. Очевидно, я была ей каким-то образом симпатична, и Муратова вела себя очень благородно, - когда было трудно с моим фильмом, где-то замолвила за меня слово, поддержала. В титрах "У реки" стоит благодарность ей, но на самом деле последовательницей Муратовой я себя не считаю, и люди, которые работали со мной и с ней тоже, ничего такого не видят. Я очень благодарна своим актерам, особенно Марине Витальевне, которая своим искусством творит чудеса. Это счастье - видеть на экране больше, чем я могла предполагать...
По признанию прилетевшей на одесскую премьеру Марины Полицеймако, Ева Нейман - человек довольно закрытый, на площадке ей бывает сложно, однако в профессионализме девушке не откажешь.
Не стремясь раскрыть все тонкости сюжета (кино лучше видеть, чем читать о нем), советуем обязательно посмотреть фильм "У реки", окунуться в его неторопливый ритм, проникнуться атмосферой ускользающей красоты человеческой жизни. А с Евой Нейман будем ждать следующей встречи - она уже планирует новую постановку на Одесской киностудии...

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.